Ereshkigal
Ereshkigal











Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Один - бог вдохновения, магии и безумия битвы

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Lucia

Lucia

Администратор, практикующий таролог
Администратор, практикующий таролог
Один - бог вдохновения, магии и безумия битвы


Один - бог вдохновения, магии и безумия битвы Viking10


Один — верховный бог скандинавской мифологии. У западных германцев был бог Вотан (Водан), и у северных германцев, в Скандинавии, его образ получил дальнейшее развитие. Этимология имени Один (Водан) говорит о возбуждении, вдохновении, экстазе, иначе говоря, особом измененном состоянии сознания.

Римский историк Тацит соотносил Водана германцев с римским богом Меркурием — проводником богов и людей, посланцем богов, единственным неподземным богом, который мог переступать порог царства мертвых, покровителем плутов и хитрых преступников. Среда — день Меркурия — была также и днем Вотана. В английском языке среда буквально так и называется — Wednesday. Водан — носитель магической силы. Его почитали среди саксов, готов, франков, англов, вандалов. В поздних немецких легендах Водан стал предводителем Дикой Охоты — душ мертвых, особенно мертвых воинов.

В дошедших до нас, то есть довольно поздних (VIII— XI вв.), источниках по Скандинавской мифологии Один — глава скандинавского пантеона, первый и главный ас. Его отцом был Бор («Порожденный»), сын Бури («Создателя» — деда Одина по отцу). Бор взял в жены великаншу Бестлу («Супругу»), дочь Бельторна («Острия беды» — деда Одина по матери), которая родила ему трех сыновей: Одина, Вили («Воля») и Be («Сакральная ограда», по одним прочтениям, или «Жрец» — по другим). Таким образом, рождаются три сына: Вдохновение, Воля и Граница. Они-то как движущие силы и определяют миропорядок.

Один — «отец богов» (других божеств из рода асов), но чаще по старшинству в иерархии, чем по крови. С Фригг он породил сына Бальдра (и возможно, Хермод был также рожден в законном браке), а в любовных связях с Ринд и Грид — сыновей Вали и Видара. Однако Тор если и считается сыном Одина, то, скорее, по своей подчиненной роли, а не в буквальном понимании. Тор — сын Ёрд, Земли-матери; и, хотя мы можем предположить, что один из демиургов вступил в священный брак с Землей и от него родился сын, но в поздней скандинавской мифологии у Одина и Тора далеко не те отношения, что бывают у родителей даже со взрослыми сыновьями.

Одину служат хтонические звери — вороны и волки. То, что зооморфных спутников у бога по двое, может наводить на мысль о связях с древним близнечным культом германцев, но сказать что-либо точнее трудно. Имена воронов — Хугин и Мунин, «Думающий» и «Помнящий» (или «Мысль» и «Память»). Вороны отражают вещую, провидческую, колдовскую природу Одина. Имена волков — Гери и Фреки, «Жадный» и «Прожорливый». Архетип волка в мифологии индоевропейцев связывается с мужскими братствами, военными или преступными, а также имеет отношение к брачной и эротической обрядности. Тут волки соответствуют роли Одина как воина и как преступника, а возможно, и как соблазнителя великанш и других женщин. Особые черты имеет и его восьминогий конь Слейпнир («Скользящий»). Это шаманский конь, переносящий всадника в разные миры, аналог шаманского бубна. Восьминогий конь — характерный дух-помощник у многих народов, всегда связанный с экстатическими переживаниями. Этому образу соответствует руна Старшего Футарка Эваз, символизирующая коня и проявляющая значение правильного ритма. На коне Слейпнире сын Одина Хер- мод (более нигде, кроме этого сюжета, не фигурирующий) скачет в царство мертвых Хель вызволять Бальдра. Он пользуется методом Одина, чтобы попасть в другой мир и вернуться обратно.

Один выступает под многочисленными именами и прозвищами: Альфёдр («Всеотец»), Хар («Высокий»), Игг («Страшный»), Гримнир («Скрывающийся под маской»), Хрофт, Херьян («Воитель», глава эйнхериев), Харбард («Седая борода»), Хникар и Хникуд («Сеятель раздоров»), Херран и Херьян («Вождь войска»), Бивлинди («Потрясающий щитом»). Он часто меняет обличья (так называемые «хамингья»). Живет в Асгарде (обиталище богов-асов), в небесном жилище Валаскьяльв или Гладсхейм, крытом серебром, где восседает на престоле Хлидскьяльв.

Lucia

Lucia

Администратор, практикующий таролог
Администратор, практикующий таролог
Один — покровитель воинских союзов и инициаций, бог военной магии и боевого исступления, божество берсерков, теряющих разум от свиста стрел и лязга мечей. Копье (не дающий промаха Гунгнир) — символ военной власти и военной магии — постоянный атрибут Одина. Не боец, как Тор, и не стратег, как Тюр, он — само стихийное начало, безумие и случайность битвы.

Как бог мужской магии, он принимает участие в гомосексуальных ритуалах внутри воинского братства. В патриархальных обществах, в мужских военно-магических братствах, занимающихся своими, сугубо мужскими, делами вдали от дома (или вблизи него, но не имея возможности вести упорядоченную половую жизнь с женщинами), бытовал гомосексуализм. Он был вынужденный и сакральный одновременно.

Одно из обиталищ Одина — чертог, в котором он собирает павших воинов, — Вальгалла. «И еще зовут его Отцом Павших, ибо все, кто пал в бою, — его приемные сыновья. Им отвел он Вальгаллу и Вингольв, и зовут их эйнхериями».

Легко отгадать, где Одина дом, посмотрев на палаты: волк там на запад от двери висит, парит орел сверху.

Воины с Вальгалле едят мясо вепря по имени Сэхримнир. Андхримнир — имя повара, а котел зовется Эльдхримнир. Эйнхерии — лучшие из лучших среди погибших воинов, те, кого приветил у себя Один. Они сражаются, но воскресают вновь, едят одного и того же вепря, но он опять цел. Эта неизменность — также признак загробного мира. И так будет до Последней Битвы. Сам Один не ест мяса Сэхримнира: в Вальгалле он вообще ничего не ест, только пьет вино. Это подчеркивает его инобытие.

Бог воинов, Один является и богом победы, и богом поражения одновременно. Ведь даже когда обе стороны молятся одному и тому же божеству перед битвой (что бывало частенько), то одна все равно выиграет, а другая проиграет.

...Ты удачи в боях не делил справедливо, не воинам храбрым, но трусам победу нередко дарил ты.

Один — это удача в битве или ее отсутствие. Потому он сам, лишенный сил и своей удачи, погибает в Последней Битве.

Lucia

Lucia

Администратор, практикующий таролог
Администратор, практикующий таролог
Один — бог-колдун или шаман. Он приносит сам себя в жертву: пронзенный собственным копьем, девять дней висит на Мировом Древе Иггдрасиль. После чего утоляет жажду священным медом из рук деда по матери и поднимает руны — носители мудрости. Это «жертвоприношение» сродни шаманской инициации, а за ней следует колдовское обучение других:

138
Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.

139
Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул.

140
Девять песен узнал я от сына Бёльторна, Бестли отца, меду отведал великолепного, что в Одрёрир налит.

141
Стал созревать я и знанья множить, расти, процветая;
слово от слова слово рождало, дело от дела дело рождало.

Мировое Древо носит имя Иггдрасиль — буквально «конь Игга», в то время как Игг — одно из имен Одина. Оно исполняет роль космической опоры, или своеобразной матрицы, организующей сотворенный порядок в противовес изначальному хаосу. Таким образом, на нем держится весь мир, точнее, все миры. Дерево их соединяет (как дорога) и разъединяет (границами) одновременно. И Один, странствующий по различным мирам, использует ясень Иггдрасиль как опору для своего путешествия, как коня или как путь. Так же путешествуют шаманы до сих пор. Иггдрасиль — это и Древо Познания для Одина. Здесь Один принес себя в жертву, пронзив себя собственным копьем, дабы познать священные руны. Приобретает Иггдрасиль в этой истории и значение Древа Жизни и Смерти.

Деятельность Одина — колдуна и провидца опасна и для него самого. Метафорически это выражено в «Речах Гримнира»:

Хугин и Мунин иад миром все время летают без устали; мне за Хугина страшно, страшней за Мунина, — вернутся ли вороны!

Другими словами, неизвестно и страшно, вернутся ли мысль и память к колдуну и шаману после его путешествия между мирами. Шаманский характер имеет и поездка Одина в Хель, где он пробуждает вёльву (пророчицу), спящую смертным сном, и выпытывает у нее судьбу богов. В «Прорицании вёльвы» Старшей Эдды есть намек на то, что Один отдал свой глаз великану Мимиру за мудрость, содержащуюся в его медовом источнике. Фрейя Асвинн, известная современная исследовательница рун и идеолог скандинавского неоязычества, полагает, что отдан был правый глаз, связанный с левым полушарием мозга. Эго было принесение логики в жертву ради интуиции.

Спонсируемый контент

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения