Немного о скандинавских богах
Верховный бог древних скандинавов — Один. Еще его называют Вотан, или Водан. По-видимому этимология имени «Один» восходит к исландскому слову «Од», что означает «поэзия» или «исступление» и указывает на возбуждение и шаманский экстаз. Камни с именами Одина-Вотана появляются в VI-VIII вв., чуть позже Водан выступает как носитель мудрости, знаний и магической силы. В более поздних немецких легендах он фигурирует как предводитель «дикой охоты». Бог Один также — покровитель воинских союзов и воинских посвящений, а еще и бог-шаман. Один символизировал собой духовную власть и мудрость. Другие его ипостаси — это военная сила и богатство плодородия.
Изначально Один не входил в небесный пантеон богов. Превращение же Одина в бога небесного и верховного связано с культами воинских союзов и повышением социального статуса военных дружин. Воинам же нужен был сильный бог-покровитель на небесах.
Со временем произошло разделение загробного мира на нижний – Хель и небесный миры – Асгард, Валгалла. Души обычных людей после смерти уходили в мир нижний, в небесный же мир уходили только избранные — смелые воины, павшие в бою. Для «небесного» мира мертвых необходимо было найти хозяина. Лучше всего на эту роль подошел Один, став, таким образом, одним из самых важных небесных божеств.
Один — глава скандинавского пантеона богов, первый и главный ас, сын Бора и Бестлы, дочери великана Белторна. Один — муж Фригг и отец других богов из рода асов.
У Одина много имен и прозвищ. Вот некоторые из них:
1. Альфедр.
2. Отец.
3. Хар «Высокий».
4. Игг «Страшный».
5. Гримнир «Скрывающийся под маской».
6. Хрофт «Воитель».
7. Хабард «Седая борода».
8. Хпикар «Сеятель раздоров».
Один часто меняет свои обличья. Он живет в небесном Асгарде. Его жилище крыто чистым серебром, и его называют Валяскояльв или Гляддсхейм. Одину служат вороны — Хугин «Думающий» и Мунин «Помнящий»; волки — Гери «Жадный» и Фреки «Прожорливый». У Одина есть восьминогий конь — Слейпнир «Скользящий», на котором он путешествует между мирами.
У Одина один глаз; он ходит в синем плаще и широкополой шляпе, надвинутой на лоб. Один — бог войны и военной дружины; он — Дарующий победы и поражения, покровитель героев, сеятель военных раздоров. Принося себя в жертву, Один пронзает сам себя копьем и в течение девяти дней висит на древе Иггдрасиль. После чего он утоляет жажду из рук деда по линии матери — Белторна. И тогда к нему приходит знание рун. Один — отец колдовства и всех колдовских заклинаний; он — владелец магических рун, бог мудрости. Он также является богом поэзии и покровительствует скальдам.
В «Прорицании Вельвы» есть сведения о том, что Один отдал свой глаз великану Имиру за мудрость, содержащуюся в его источнике. Соревнуясь в знаниях, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира.
Один — воплощение мудрости и ума. Но не просто ума, а ума в сочетании с интуицией и магическим искусством, с хитростью и коварством.
Тор, иногда называемый Туннар, или Донар. Этимология его имени, возможно, восходит к древнегерманскому Purnra — «Громовник».
В скандинавской и германской мифологиях — бог грома, бури и плодородия. Божественный богатырь, защищающий людей и богов от чудовищ и великанов. С одной стороны, Тора сравнивают со славянским богом Перуном — метателем молний; с другой же стороны, он похож на финно-угорских богов грома и неба — Укко и Таара. Это позволяет предположить, что изначально Тор мыслился, как бог неба.
На рисунках Тор изображается с молотом в руках, а в мифической литературе он описан как человек, вооруженный топором, который всегда возвращается к своему владельцу. На пасхальных изображениях Южной Скандинавии рядом с Тором изображается Солярное колесо и козел, что указывает на то, что Тор также имеет отношение и к плодородию. Имеются сведения о совмещении культа Тора с культом Дуба. Такое сочетание ассоциируется с Мировым древом Иггдрасиль.
У Тора есть несколько прозвищ:
1. Веор
2. Вингнир
3. Хлориди
Тор — бог из рода асов, второй по значению после Одина. Сын Одина и Ерд. «Ерд» буквально — «Земля». Тор — муж Сив, богини с золотыми волосами, что также подчеркивает отношение Тора к плодородию.
У Тора есть двое сыновей: Магни «Сильный» и Моди «Смелый». Еще у него есть дочь — Труд (перевод имени неточен). Тор живет в небесном жилище — Трудхейме. Он изображается рыжебородым богатырем, вооруженным боевым молотом с личным именем «Мьелльнир». Тор ездит в повозке, запряженной козлами.
Молот — исконное оружие Громовника. Имена козлов — Тангниостр и Тангриспир — указывают на сильный шум, скрежетание и символизируют именно грозу. Но «козел» — это еще и символ плодородия; в «Младшей Эдде» образ козла выступает, как указатель на неисчерпаемые источники пищи.
В скандинавском эпосе Тор — это, прежде всего, культовый герой и богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов) от великанов — Ётунов. Он — противник великого змея Ёрмунганда. Согласно «Старшей Эдде», Тор сражается с Великим Змеем в Рагнарѐке и в конце кровавой битвы все-таки убивает его. Но сам успевает сделать только девять шагов, а потом умирает...
Иногда среди спутников Тора упоминается Локи. Он то помогает простодушному богатырю, а то и злобно подшучивает над ним. Во время похода Тора к великанам в Утгард в сопровождении Тьялви и Локи Тор
был заморочен владыкой Утгарда. Утгард-Локи (одна из ипостасей самого Локи) назначает Тору испытания, с которыми он и его спутники не в силах справиться. Тор не может выпить рог, наполненный влагой, не может побороть Элли, не может высоко поднять от земли кошку. Хуги обгоняет Тьялви, а Логги ест быстрее, чем Локи...
В конце концов, выясняется, что Хуги — это сама мысль, Логги — огонь, Элли — старость, кошка — Мировой Змей Ёрмунганд, а вода из рога — целый океан. Кто заинтересовался этой сложной легендой, пусть прочтет «Младшую Эдду». Здесь показано простодушие Тора, но оно с лихвой компенсируется сообразительностью его спутников, в частности — Локи.
Однако же в «Песнях Альвиса» Тор сам проявляет хитрость и коварство. В этой легенде Тор проверяет на знание мифологий карлика Альвиса, который сватался к дочери Тора (имя "Альвис" дословно переводится, как «всезнайка»). Он проверял его до самого рассвета, нарочно растягивая время. А, по преданию, карлики от Солнечного света каменеют.
Автор: Сергей Батюшков
Верховный бог древних скандинавов — Один. Еще его называют Вотан, или Водан. По-видимому этимология имени «Один» восходит к исландскому слову «Од», что означает «поэзия» или «исступление» и указывает на возбуждение и шаманский экстаз. Камни с именами Одина-Вотана появляются в VI-VIII вв., чуть позже Водан выступает как носитель мудрости, знаний и магической силы. В более поздних немецких легендах он фигурирует как предводитель «дикой охоты». Бог Один также — покровитель воинских союзов и воинских посвящений, а еще и бог-шаман. Один символизировал собой духовную власть и мудрость. Другие его ипостаси — это военная сила и богатство плодородия.
Изначально Один не входил в небесный пантеон богов. Превращение же Одина в бога небесного и верховного связано с культами воинских союзов и повышением социального статуса военных дружин. Воинам же нужен был сильный бог-покровитель на небесах.
Со временем произошло разделение загробного мира на нижний – Хель и небесный миры – Асгард, Валгалла. Души обычных людей после смерти уходили в мир нижний, в небесный же мир уходили только избранные — смелые воины, павшие в бою. Для «небесного» мира мертвых необходимо было найти хозяина. Лучше всего на эту роль подошел Один, став, таким образом, одним из самых важных небесных божеств.
Один — глава скандинавского пантеона богов, первый и главный ас, сын Бора и Бестлы, дочери великана Белторна. Один — муж Фригг и отец других богов из рода асов.
У Одина много имен и прозвищ. Вот некоторые из них:
1. Альфедр.
2. Отец.
3. Хар «Высокий».
4. Игг «Страшный».
5. Гримнир «Скрывающийся под маской».
6. Хрофт «Воитель».
7. Хабард «Седая борода».
8. Хпикар «Сеятель раздоров».
Один часто меняет свои обличья. Он живет в небесном Асгарде. Его жилище крыто чистым серебром, и его называют Валяскояльв или Гляддсхейм. Одину служат вороны — Хугин «Думающий» и Мунин «Помнящий»; волки — Гери «Жадный» и Фреки «Прожорливый». У Одина есть восьминогий конь — Слейпнир «Скользящий», на котором он путешествует между мирами.
У Одина один глаз; он ходит в синем плаще и широкополой шляпе, надвинутой на лоб. Один — бог войны и военной дружины; он — Дарующий победы и поражения, покровитель героев, сеятель военных раздоров. Принося себя в жертву, Один пронзает сам себя копьем и в течение девяти дней висит на древе Иггдрасиль. После чего он утоляет жажду из рук деда по линии матери — Белторна. И тогда к нему приходит знание рун. Один — отец колдовства и всех колдовских заклинаний; он — владелец магических рун, бог мудрости. Он также является богом поэзии и покровительствует скальдам.
В «Прорицании Вельвы» есть сведения о том, что Один отдал свой глаз великану Имиру за мудрость, содержащуюся в его источнике. Соревнуясь в знаниях, Один побеждает мудрейшего великана Вафтруднира.
Один — воплощение мудрости и ума. Но не просто ума, а ума в сочетании с интуицией и магическим искусством, с хитростью и коварством.
Тор, иногда называемый Туннар, или Донар. Этимология его имени, возможно, восходит к древнегерманскому Purnra — «Громовник».
В скандинавской и германской мифологиях — бог грома, бури и плодородия. Божественный богатырь, защищающий людей и богов от чудовищ и великанов. С одной стороны, Тора сравнивают со славянским богом Перуном — метателем молний; с другой же стороны, он похож на финно-угорских богов грома и неба — Укко и Таара. Это позволяет предположить, что изначально Тор мыслился, как бог неба.
На рисунках Тор изображается с молотом в руках, а в мифической литературе он описан как человек, вооруженный топором, который всегда возвращается к своему владельцу. На пасхальных изображениях Южной Скандинавии рядом с Тором изображается Солярное колесо и козел, что указывает на то, что Тор также имеет отношение и к плодородию. Имеются сведения о совмещении культа Тора с культом Дуба. Такое сочетание ассоциируется с Мировым древом Иггдрасиль.
У Тора есть несколько прозвищ:
1. Веор
2. Вингнир
3. Хлориди
Тор — бог из рода асов, второй по значению после Одина. Сын Одина и Ерд. «Ерд» буквально — «Земля». Тор — муж Сив, богини с золотыми волосами, что также подчеркивает отношение Тора к плодородию.
У Тора есть двое сыновей: Магни «Сильный» и Моди «Смелый». Еще у него есть дочь — Труд (перевод имени неточен). Тор живет в небесном жилище — Трудхейме. Он изображается рыжебородым богатырем, вооруженным боевым молотом с личным именем «Мьелльнир». Тор ездит в повозке, запряженной козлами.
Молот — исконное оружие Громовника. Имена козлов — Тангниостр и Тангриспир — указывают на сильный шум, скрежетание и символизируют именно грозу. Но «козел» — это еще и символ плодородия; в «Младшей Эдде» образ козла выступает, как указатель на неисчерпаемые источники пищи.
В скандинавском эпосе Тор — это, прежде всего, культовый герой и богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов) от великанов — Ётунов. Он — противник великого змея Ёрмунганда. Согласно «Старшей Эдде», Тор сражается с Великим Змеем в Рагнарѐке и в конце кровавой битвы все-таки убивает его. Но сам успевает сделать только девять шагов, а потом умирает...
Иногда среди спутников Тора упоминается Локи. Он то помогает простодушному богатырю, а то и злобно подшучивает над ним. Во время похода Тора к великанам в Утгард в сопровождении Тьялви и Локи Тор
был заморочен владыкой Утгарда. Утгард-Локи (одна из ипостасей самого Локи) назначает Тору испытания, с которыми он и его спутники не в силах справиться. Тор не может выпить рог, наполненный влагой, не может побороть Элли, не может высоко поднять от земли кошку. Хуги обгоняет Тьялви, а Логги ест быстрее, чем Локи...
В конце концов, выясняется, что Хуги — это сама мысль, Логги — огонь, Элли — старость, кошка — Мировой Змей Ёрмунганд, а вода из рога — целый океан. Кто заинтересовался этой сложной легендой, пусть прочтет «Младшую Эдду». Здесь показано простодушие Тора, но оно с лихвой компенсируется сообразительностью его спутников, в частности — Локи.
Однако же в «Песнях Альвиса» Тор сам проявляет хитрость и коварство. В этой легенде Тор проверяет на знание мифологий карлика Альвиса, который сватался к дочери Тора (имя "Альвис" дословно переводится, как «всезнайка»). Он проверял его до самого рассвета, нарочно растягивая время. А, по преданию, карлики от Солнечного света каменеют.
Автор: Сергей Батюшков