Один - бог вдохновения, магии и безумия битвы
Один — верховный бог скандинавской мифологии. У западных германцев был бог Вотан (Водан), и у северных германцев, в Скандинавии, его образ получил дальнейшее развитие. Этимология имени Один (Водан) говорит о возбуждении, вдохновении, экстазе, иначе говоря, особом измененном состоянии сознания.
Римский историк Тацит соотносил Водана германцев с римским богом Меркурием — проводником богов и людей, посланцем богов, единственным неподземным богом, который мог переступать порог царства мертвых, покровителем плутов и хитрых преступников. Среда — день Меркурия — была также и днем Вотана. В английском языке среда буквально так и называется — Wednesday. Водан — носитель магической силы. Его почитали среди саксов, готов, франков, англов, вандалов. В поздних немецких легендах Водан стал предводителем Дикой Охоты — душ мертвых, особенно мертвых воинов.
В дошедших до нас, то есть довольно поздних (VIII— XI вв.), источниках по Скандинавской мифологии Один — глава скандинавского пантеона, первый и главный ас. Его отцом был Бор («Порожденный»), сын Бури («Создателя» — деда Одина по отцу). Бор взял в жены великаншу Бестлу («Супругу»), дочь Бельторна («Острия беды» — деда Одина по матери), которая родила ему трех сыновей: Одина, Вили («Воля») и Be («Сакральная ограда», по одним прочтениям, или «Жрец» — по другим). Таким образом, рождаются три сына: Вдохновение, Воля и Граница. Они-то как движущие силы и определяют миропорядок.
Один — «отец богов» (других божеств из рода асов), но чаще по старшинству в иерархии, чем по крови. С Фригг он породил сына Бальдра (и возможно, Хермод был также рожден в законном браке), а в любовных связях с Ринд и Грид — сыновей Вали и Видара. Однако Тор если и считается сыном Одина, то, скорее, по своей подчиненной роли, а не в буквальном понимании. Тор — сын Ёрд, Земли-матери; и, хотя мы можем предположить, что один из демиургов вступил в священный брак с Землей и от него родился сын, но в поздней скандинавской мифологии у Одина и Тора далеко не те отношения, что бывают у родителей даже со взрослыми сыновьями.
Одину служат хтонические звери — вороны и волки. То, что зооморфных спутников у бога по двое, может наводить на мысль о связях с древним близнечным культом германцев, но сказать что-либо точнее трудно. Имена воронов — Хугин и Мунин, «Думающий» и «Помнящий» (или «Мысль» и «Память»). Вороны отражают вещую, провидческую, колдовскую природу Одина. Имена волков — Гери и Фреки, «Жадный» и «Прожорливый». Архетип волка в мифологии индоевропейцев связывается с мужскими братствами, военными или преступными, а также имеет отношение к брачной и эротической обрядности. Тут волки соответствуют роли Одина как воина и как преступника, а возможно, и как соблазнителя великанш и других женщин. Особые черты имеет и его восьминогий конь Слейпнир («Скользящий»). Это шаманский конь, переносящий всадника в разные миры, аналог шаманского бубна. Восьминогий конь — характерный дух-помощник у многих народов, всегда связанный с экстатическими переживаниями. Этому образу соответствует руна Старшего Футарка Эваз, символизирующая коня и проявляющая значение правильного ритма. На коне Слейпнире сын Одина Хер- мод (более нигде, кроме этого сюжета, не фигурирующий) скачет в царство мертвых Хель вызволять Бальдра. Он пользуется методом Одина, чтобы попасть в другой мир и вернуться обратно.
Один выступает под многочисленными именами и прозвищами: Альфёдр («Всеотец»), Хар («Высокий»), Игг («Страшный»), Гримнир («Скрывающийся под маской»), Хрофт, Херьян («Воитель», глава эйнхериев), Харбард («Седая борода»), Хникар и Хникуд («Сеятель раздоров»), Херран и Херьян («Вождь войска»), Бивлинди («Потрясающий щитом»). Он часто меняет обличья (так называемые «хамингья»). Живет в Асгарде (обиталище богов-асов), в небесном жилище Валаскьяльв или Гладсхейм, крытом серебром, где восседает на престоле Хлидскьяльв.
Один — верховный бог скандинавской мифологии. У западных германцев был бог Вотан (Водан), и у северных германцев, в Скандинавии, его образ получил дальнейшее развитие. Этимология имени Один (Водан) говорит о возбуждении, вдохновении, экстазе, иначе говоря, особом измененном состоянии сознания.
Римский историк Тацит соотносил Водана германцев с римским богом Меркурием — проводником богов и людей, посланцем богов, единственным неподземным богом, который мог переступать порог царства мертвых, покровителем плутов и хитрых преступников. Среда — день Меркурия — была также и днем Вотана. В английском языке среда буквально так и называется — Wednesday. Водан — носитель магической силы. Его почитали среди саксов, готов, франков, англов, вандалов. В поздних немецких легендах Водан стал предводителем Дикой Охоты — душ мертвых, особенно мертвых воинов.
В дошедших до нас, то есть довольно поздних (VIII— XI вв.), источниках по Скандинавской мифологии Один — глава скандинавского пантеона, первый и главный ас. Его отцом был Бор («Порожденный»), сын Бури («Создателя» — деда Одина по отцу). Бор взял в жены великаншу Бестлу («Супругу»), дочь Бельторна («Острия беды» — деда Одина по матери), которая родила ему трех сыновей: Одина, Вили («Воля») и Be («Сакральная ограда», по одним прочтениям, или «Жрец» — по другим). Таким образом, рождаются три сына: Вдохновение, Воля и Граница. Они-то как движущие силы и определяют миропорядок.
Один — «отец богов» (других божеств из рода асов), но чаще по старшинству в иерархии, чем по крови. С Фригг он породил сына Бальдра (и возможно, Хермод был также рожден в законном браке), а в любовных связях с Ринд и Грид — сыновей Вали и Видара. Однако Тор если и считается сыном Одина, то, скорее, по своей подчиненной роли, а не в буквальном понимании. Тор — сын Ёрд, Земли-матери; и, хотя мы можем предположить, что один из демиургов вступил в священный брак с Землей и от него родился сын, но в поздней скандинавской мифологии у Одина и Тора далеко не те отношения, что бывают у родителей даже со взрослыми сыновьями.
Одину служат хтонические звери — вороны и волки. То, что зооморфных спутников у бога по двое, может наводить на мысль о связях с древним близнечным культом германцев, но сказать что-либо точнее трудно. Имена воронов — Хугин и Мунин, «Думающий» и «Помнящий» (или «Мысль» и «Память»). Вороны отражают вещую, провидческую, колдовскую природу Одина. Имена волков — Гери и Фреки, «Жадный» и «Прожорливый». Архетип волка в мифологии индоевропейцев связывается с мужскими братствами, военными или преступными, а также имеет отношение к брачной и эротической обрядности. Тут волки соответствуют роли Одина как воина и как преступника, а возможно, и как соблазнителя великанш и других женщин. Особые черты имеет и его восьминогий конь Слейпнир («Скользящий»). Это шаманский конь, переносящий всадника в разные миры, аналог шаманского бубна. Восьминогий конь — характерный дух-помощник у многих народов, всегда связанный с экстатическими переживаниями. Этому образу соответствует руна Старшего Футарка Эваз, символизирующая коня и проявляющая значение правильного ритма. На коне Слейпнире сын Одина Хер- мод (более нигде, кроме этого сюжета, не фигурирующий) скачет в царство мертвых Хель вызволять Бальдра. Он пользуется методом Одина, чтобы попасть в другой мир и вернуться обратно.
Один выступает под многочисленными именами и прозвищами: Альфёдр («Всеотец»), Хар («Высокий»), Игг («Страшный»), Гримнир («Скрывающийся под маской»), Хрофт, Херьян («Воитель», глава эйнхериев), Харбард («Седая борода»), Хникар и Хникуд («Сеятель раздоров»), Херран и Херьян («Вождь войска»), Бивлинди («Потрясающий щитом»). Он часто меняет обличья (так называемые «хамингья»). Живет в Асгарде (обиталище богов-асов), в небесном жилище Валаскьяльв или Гладсхейм, крытом серебром, где восседает на престоле Хлидскьяльв.