Тор - громовержец, защитник и богатырь
Тор (Донар) — древнегерманский бог грома, бурь и плодородия. В скандинавской мифологии он защитник миров богов и людей от великанов и опасных чудовищ. Предполагают, что римский историк Тацит упоминает именно Донара под именем Геркулеса, описывая религию германцев. Таким образом, черты богатыря, совершающего подвиги, могли быть присущи и древнему «варварскому» богу.
Германские наемники, переняв римскую систему атрибутации дней недели тому или иному божеству, отдали Донару четверг — день Юпитера. Это может говорить как о сходных чертах между Донаром и Юпитером — установителем и гарантом миропорядка в римской мифологии, так и о высоком статусе обоих богов в глазах германских воинов.
Скандинавский Тор (использующий также имена Хлориди, Аса-Top, Вингнир) — бог из асов и сын Земли — Ёрд или Фьёргюн. Отцом его иногда считают Одина, но отношения у них все же не отцовско-сыновьи. Главная жена Тора — Сив, но у него есть еще жена из великанш — Йарнсакса, родившая ему сыновей Моди («Смелый») и Магни («Сильный»), а богиня Сив родила Тору дочь Труд.
В «Видении Гюльви» говорится:
«Он сильнейший изо всех богов и людей. Трудвангар («Поля силы») зовутся его владения, а чертог его называется Бильскирнир («Неразрушимый»). В этом чертоге пять сотен покоев и еще сорок. Он больше всех домов, что когда-либо строили люди... Есть у него и еще три сокровища. Одно из них — молот Мьёлльнир. И неистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесен. И не диво: он проломил череп многим их предкам и родичам. И другим бесценным сокровищем владеет Тор — Поясом силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище — это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот!»
Палаты Тора называются еще Трудхейм. Тора представляли рыжим бородатым силачом с молотом Мьёлльниром в руке. Молот первоначально мыслился каменным, затем железным. Это непременный атрибут Тора, как копье Одина или меч Тюра. Тора называли еще Эку-Тор, то есть «Тор с колесницей». Колесницей называлась любая повозка с двумя (а не четырьмя) колесами, ведомая двумя животными.
Мифологи академического толка часто следуют воззрениям Жоржа Дюмезиля, полагавшего, что богов индоевропейцев можно разделить на три функциональных класса: богов войны, богов магии и богов плодородия. Подобная классификация представляется нам слишком упрощенной. При более пристальном взгляде оказывается, что многие скандинавские боги выполняют функции «другого класса». Тор — безусловно, бог воинов-защитников, «народных ополченцев», но он же и небесный бог-громовник, который посылает дождь на землю и которого молили о благословении урожая. Его символом — молотом — освящали брачные узы. Не чужда Тору была и магия: он носил Пояс силы и особые рукавицы — традиционные атрибуты северных колдунов и колдуний.
Тор (Донар) — древнегерманский бог грома, бурь и плодородия. В скандинавской мифологии он защитник миров богов и людей от великанов и опасных чудовищ. Предполагают, что римский историк Тацит упоминает именно Донара под именем Геркулеса, описывая религию германцев. Таким образом, черты богатыря, совершающего подвиги, могли быть присущи и древнему «варварскому» богу.
Германские наемники, переняв римскую систему атрибутации дней недели тому или иному божеству, отдали Донару четверг — день Юпитера. Это может говорить как о сходных чертах между Донаром и Юпитером — установителем и гарантом миропорядка в римской мифологии, так и о высоком статусе обоих богов в глазах германских воинов.
Скандинавский Тор (использующий также имена Хлориди, Аса-Top, Вингнир) — бог из асов и сын Земли — Ёрд или Фьёргюн. Отцом его иногда считают Одина, но отношения у них все же не отцовско-сыновьи. Главная жена Тора — Сив, но у него есть еще жена из великанш — Йарнсакса, родившая ему сыновей Моди («Смелый») и Магни («Сильный»), а богиня Сив родила Тору дочь Труд.
В «Видении Гюльви» говорится:
«Он сильнейший изо всех богов и людей. Трудвангар («Поля силы») зовутся его владения, а чертог его называется Бильскирнир («Неразрушимый»). В этом чертоге пять сотен покоев и еще сорок. Он больше всех домов, что когда-либо строили люди... Есть у него и еще три сокровища. Одно из них — молот Мьёлльнир. И неистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесен. И не диво: он проломил череп многим их предкам и родичам. И другим бесценным сокровищем владеет Тор — Поясом силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище — это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот!»
Палаты Тора называются еще Трудхейм. Тора представляли рыжим бородатым силачом с молотом Мьёлльниром в руке. Молот первоначально мыслился каменным, затем железным. Это непременный атрибут Тора, как копье Одина или меч Тюра. Тора называли еще Эку-Тор, то есть «Тор с колесницей». Колесницей называлась любая повозка с двумя (а не четырьмя) колесами, ведомая двумя животными.
Мифологи академического толка часто следуют воззрениям Жоржа Дюмезиля, полагавшего, что богов индоевропейцев можно разделить на три функциональных класса: богов войны, богов магии и богов плодородия. Подобная классификация представляется нам слишком упрощенной. При более пристальном взгляде оказывается, что многие скандинавские боги выполняют функции «другого класса». Тор — безусловно, бог воинов-защитников, «народных ополченцев», но он же и небесный бог-громовник, который посылает дождь на землю и которого молили о благословении урожая. Его символом — молотом — освящали брачные узы. Не чужда Тору была и магия: он носил Пояс силы и особые рукавицы — традиционные атрибуты северных колдунов и колдуний.