Теория гадания
Лучшим образом представить теорию гадания можно с помощью известнейшего оккультиста XX века Алистера Кроули и не менее известного психоаналитика того же времени Карла Густава Юнга.
«Теорию любого процесса гадания можно изложить в нескольких простых тезисах:
1. Мы допускаем, что существуют некие разумы, внутренние или внешние по отношению к гадателю, присутствия которых он не осознаёт непосредственно. (С теоретической точки зрения не важно, является ли дух, с которым общается гадатель, объективной реальностью или же сокровенной частью сознания самого гадателя.) Мы предполагаем, что эти разумы способны давать правильные — в определенных пределах — ответы на заданные вопросы».
Безусловно, определение Кроули («Разумы») в наши дни уже не может удовлетворять просвещенного человека. Общепринятой и более детально разработанной на настоящий момент является терминология психоаналитиков, и прежде всего введенная Юнгом. Речь идет о понятиях «индивидуального бессознательного» и «коллективного бессознательного». «Разумы внутри нас» — это личное бессознательное, а «разумы вне нас» — коллективное бессознательное.
«Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным».
То, что профессиональные психологи придумали в первой трети XX века, оккультисты использовали уже давно. Однако последние частенько пользуются своим пониманием наугад и перегружают себя фантазиями о собственном величии («А я встречал демонов самого высшего порядка...» или «Ко мне пришел Тескатлипока!»), в то время как психологи кропотливо собирают свои наблюдения и уже создали отлично работающий теоретический аппарат.
Времени, как мы его понимаем, для личного бессознательного не существует, поэтому и оказывается возможным гадание. Например, у девушки может быть подспудное желание разойтись с любимым человеком, хотя вроде бы она уходить от него не хочет. Но в гадании этот разрыв может быть показан. И тогда уж ей самой решать, что с этим делать. Смотреть, почему ей все-таки этого хочется, или задавить это чувство и постараться укреплять отношения.
В коллективном бессознательном мы объединены со всем и со всеми в этом мире. Это слой, где неизвестны время и пространство, где все сосуществует в вечном Сейчас. Там мы — одно с миром, с прошлым и с будущим. Для личного бессознательного в большей степени возможно развитие; мы можем его проследить или повлиять на него. Коллективное бессознательное для оперативного вмешательства менее доступно; здесь мы — в лучшем случае толковые наблюдатели. Если только мы через него не выходим, опять-таки, на чье-то личное. Таким образом оказывается возможным гадание на другого человека, а также магические процедуры, связанные с другими людьми.
Затем возникает следующий, практический вопрос: на каком языке следует разговаривать с этим самым бессознательным? Ответ: на языке символов.
«Мы допускаем, что возможно создать систему символов со значениями достаточно гибкими, чтобы охватить все мыслимые идеи, и позволяющими выразить любую идею одним или несколькими из этих знаков. Мы предполагаем, что разумы, с которыми мы намереваемся общаться, вкладывают в каждый из этих символов тот же смысл, что и мы. Таким образом мы получаем своего рода язык. <...> Однако система символов, пригодная для гадания, должна представлять собой полное отражение Вселенной: каждый ее знак должен быть сам по себе совершенен, а вся система в целом не может быть ни расширена, ни сокращена. Фактически такая система — не что иное, как пантакль в самом полном смысле этого слова».
Та или иная символическая система — это язык, понимаемый бессознательным. Личное бессознательное говорит с нами через сны и их символы. Мы можем говорить с ним через символическое действие. Диалог может происходить и в гадании, когда мы спрашиваем ответа, и это, безусловно, разговор «через переводчика». Поэтому оказывается важным не только то, «правильно ли нас поняли», «правильно ли ответили», но и то, как это перевел «переводчик» — наш наработанный «аппарат трактовки». При удачном стечении всех этих условий прогноз (если вопрос был о будущем и перспективах) оказывается верным. Тогда то, что получается в результате, Юнг называет синхронностью, а колдуны и оккультисты — логичным результатом.
Источник: Бедненко Г.Б. "Школа рун. Техника гадания и магический комментарий"
Лучшим образом представить теорию гадания можно с помощью известнейшего оккультиста XX века Алистера Кроули и не менее известного психоаналитика того же времени Карла Густава Юнга.
«Теорию любого процесса гадания можно изложить в нескольких простых тезисах:
1. Мы допускаем, что существуют некие разумы, внутренние или внешние по отношению к гадателю, присутствия которых он не осознаёт непосредственно. (С теоретической точки зрения не важно, является ли дух, с которым общается гадатель, объективной реальностью или же сокровенной частью сознания самого гадателя.) Мы предполагаем, что эти разумы способны давать правильные — в определенных пределах — ответы на заданные вопросы».
Безусловно, определение Кроули («Разумы») в наши дни уже не может удовлетворять просвещенного человека. Общепринятой и более детально разработанной на настоящий момент является терминология психоаналитиков, и прежде всего введенная Юнгом. Речь идет о понятиях «индивидуального бессознательного» и «коллективного бессознательного». «Разумы внутри нас» — это личное бессознательное, а «разумы вне нас» — коллективное бессознательное.
«Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным».
То, что профессиональные психологи придумали в первой трети XX века, оккультисты использовали уже давно. Однако последние частенько пользуются своим пониманием наугад и перегружают себя фантазиями о собственном величии («А я встречал демонов самого высшего порядка...» или «Ко мне пришел Тескатлипока!»), в то время как психологи кропотливо собирают свои наблюдения и уже создали отлично работающий теоретический аппарат.
Времени, как мы его понимаем, для личного бессознательного не существует, поэтому и оказывается возможным гадание. Например, у девушки может быть подспудное желание разойтись с любимым человеком, хотя вроде бы она уходить от него не хочет. Но в гадании этот разрыв может быть показан. И тогда уж ей самой решать, что с этим делать. Смотреть, почему ей все-таки этого хочется, или задавить это чувство и постараться укреплять отношения.
В коллективном бессознательном мы объединены со всем и со всеми в этом мире. Это слой, где неизвестны время и пространство, где все сосуществует в вечном Сейчас. Там мы — одно с миром, с прошлым и с будущим. Для личного бессознательного в большей степени возможно развитие; мы можем его проследить или повлиять на него. Коллективное бессознательное для оперативного вмешательства менее доступно; здесь мы — в лучшем случае толковые наблюдатели. Если только мы через него не выходим, опять-таки, на чье-то личное. Таким образом оказывается возможным гадание на другого человека, а также магические процедуры, связанные с другими людьми.
Затем возникает следующий, практический вопрос: на каком языке следует разговаривать с этим самым бессознательным? Ответ: на языке символов.
«Мы допускаем, что возможно создать систему символов со значениями достаточно гибкими, чтобы охватить все мыслимые идеи, и позволяющими выразить любую идею одним или несколькими из этих знаков. Мы предполагаем, что разумы, с которыми мы намереваемся общаться, вкладывают в каждый из этих символов тот же смысл, что и мы. Таким образом мы получаем своего рода язык. <...> Однако система символов, пригодная для гадания, должна представлять собой полное отражение Вселенной: каждый ее знак должен быть сам по себе совершенен, а вся система в целом не может быть ни расширена, ни сокращена. Фактически такая система — не что иное, как пантакль в самом полном смысле этого слова».
Та или иная символическая система — это язык, понимаемый бессознательным. Личное бессознательное говорит с нами через сны и их символы. Мы можем говорить с ним через символическое действие. Диалог может происходить и в гадании, когда мы спрашиваем ответа, и это, безусловно, разговор «через переводчика». Поэтому оказывается важным не только то, «правильно ли нас поняли», «правильно ли ответили», но и то, как это перевел «переводчик» — наш наработанный «аппарат трактовки». При удачном стечении всех этих условий прогноз (если вопрос был о будущем и перспективах) оказывается верным. Тогда то, что получается в результате, Юнг называет синхронностью, а колдуны и оккультисты — логичным результатом.
Источник: Бедненко Г.Б. "Школа рун. Техника гадания и магический комментарий"