Из книги "The Encyclopedia of witches and witchcraft".
По истории, излагаемой в Ветхом Завете в Первой Книге Царств, аэндорская волшебница была предсказательницей и некроманткой, которая по просьбе царя Саула вызвала дух пророка Самуила. Теологи и демонологи спорят в самом ли деле волшебница вызвала дух или, будучи чревовещательницей, обманула царя. В Библии говорится, что Саул был напутан походом мощной армии филистимлян, в котором принимал участие и его соперник — Давид.
"Собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе... И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней, и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне, и выведи мне, о ком я скажу тебе.
Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей, на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне". (Первая книга Царств, 28:4 -II)
Женщина исполнила надлежащие ритуалы и обратилась к духам, воскрешающим мертвых. Вслед за этим появился призрак, по виду напоминавший старика, облаченного в плащ. Саул поверил, что этот старик был Самуилом, и пал ниц перед ним. Самуил разгневался, что его подняли из могилы. Саул сказал, что ему грозят войной, и Бог отринул его от лика своего. Но ответ пророка оказался неожиданным: Бог был недоволен правителем и собирается отнять царство и передать его Давиду.
"И предаст Господь Израиля, вместе с тобою, в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною; и стран Израильский предаст Господь в руки Филистимлян" (Первая Книга Царств, 28:19).
Услышав этот приговор, Саул расстроился. Призрак Самуила исчез. Волшебница подошла к царю и предложила ему поесть, но он отказался. Слуги помогли ему подняться. Волшебница заколола откормленного теленка и зажарила, и испекла пресный хлеб. И перед тем как уйти, Саул все же отведал предложенной еды. На следующий день филистимляне атаковали войско Саула, которое было разбито и бежало. Сыновья Саула, Ионафан, Аминадав и Малхисуа, были убиты, Саул был тяжело ранен. Царь приказал оруженосцу убить его, но тот отказался. Тогда Саул взял свой меч и бросился на него. Филистимляне, обнаружив тело Саула, отсекли ему голову, а само тело повесили на стену Бефсана, а оружие поместили в храм Астарты. Обезглавленное тело царя унесли жители Иависа Галадского, сожгли его и захоронили прах. Царем израильским стал Давид.
Среди тех, кто считал призвание духа Самуила мистификацией, находился Реджинальд Скот, английский писатель XVI века, пытавшийся разоблачить веру в ведьм в книге "Открытие колдовства". Автор посвятил несколько глав обсуждению этой библейской истории, утверждая, что перепуганный Саул был введен в заблуждение хитрой женщиной, чей пособник был "имитатором": "Когда Саул сообщил волшебнице, что хочет, чтобы она вызвала дух пророка Самуила, женщина скрылась от царя в своей палатке, где наверняка прятался ее пособник, скорее всего, это был похотливый, хитрый священник, и заставила Саула стоять в дверях, откуда он выслушивал лживые ответы, но ничего не видел".
Волшебница, пишет Скот, узнала Саула, несмотря на то что он был переодет. Она прочитала заклинания, соврала, что видит ангелов, воспаряющих от земли, и призрак Самуила. Скот считает, что дух не мог быть Самуилом, поскольку он был облачен в новый плащ, как и тот, в котором погребли пророка, но настоящий плащ пророка должен был уже истлеть. Теологи, такие как Августин и Тертуллиан, и французский демонолог Жан Боден (современник Скота) соглашались, что дух был в самом деле ДЬЯВОЛОМ, а не Самуилом. Скот не согласен с подобным утверждением, считая, что дьявол исчез бы при пятикратном произнесении в ходе заклинания имени "Господь" или "Иегова". Более того, Скот полагал, что дьявол не мог явиться и порицать кого-то за что и уличать в грехах. Ему свойственно, наоборот, толкать человека на совершение новых грехов. Аэндорская волшебница, говорит Скот, была чревовещательницей, "то есть, говоря из нижней части своего живота, вошла в транс и обманывала Саула, отвечая на его вопросы от лица Самуила, имитируя голос пророка".
По истории, излагаемой в Ветхом Завете в Первой Книге Царств, аэндорская волшебница была предсказательницей и некроманткой, которая по просьбе царя Саула вызвала дух пророка Самуила. Теологи и демонологи спорят в самом ли деле волшебница вызвала дух или, будучи чревовещательницей, обманула царя. В Библии говорится, что Саул был напутан походом мощной армии филистимлян, в котором принимал участие и его соперник — Давид.
"Собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе... И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней, и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне, и выведи мне, о ком я скажу тебе.
Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей, на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне". (Первая книга Царств, 28:4 -II)
Женщина исполнила надлежащие ритуалы и обратилась к духам, воскрешающим мертвых. Вслед за этим появился призрак, по виду напоминавший старика, облаченного в плащ. Саул поверил, что этот старик был Самуилом, и пал ниц перед ним. Самуил разгневался, что его подняли из могилы. Саул сказал, что ему грозят войной, и Бог отринул его от лика своего. Но ответ пророка оказался неожиданным: Бог был недоволен правителем и собирается отнять царство и передать его Давиду.
"И предаст Господь Израиля, вместе с тобою, в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною; и стран Израильский предаст Господь в руки Филистимлян" (Первая Книга Царств, 28:19).
Услышав этот приговор, Саул расстроился. Призрак Самуила исчез. Волшебница подошла к царю и предложила ему поесть, но он отказался. Слуги помогли ему подняться. Волшебница заколола откормленного теленка и зажарила, и испекла пресный хлеб. И перед тем как уйти, Саул все же отведал предложенной еды. На следующий день филистимляне атаковали войско Саула, которое было разбито и бежало. Сыновья Саула, Ионафан, Аминадав и Малхисуа, были убиты, Саул был тяжело ранен. Царь приказал оруженосцу убить его, но тот отказался. Тогда Саул взял свой меч и бросился на него. Филистимляне, обнаружив тело Саула, отсекли ему голову, а само тело повесили на стену Бефсана, а оружие поместили в храм Астарты. Обезглавленное тело царя унесли жители Иависа Галадского, сожгли его и захоронили прах. Царем израильским стал Давид.
Среди тех, кто считал призвание духа Самуила мистификацией, находился Реджинальд Скот, английский писатель XVI века, пытавшийся разоблачить веру в ведьм в книге "Открытие колдовства". Автор посвятил несколько глав обсуждению этой библейской истории, утверждая, что перепуганный Саул был введен в заблуждение хитрой женщиной, чей пособник был "имитатором": "Когда Саул сообщил волшебнице, что хочет, чтобы она вызвала дух пророка Самуила, женщина скрылась от царя в своей палатке, где наверняка прятался ее пособник, скорее всего, это был похотливый, хитрый священник, и заставила Саула стоять в дверях, откуда он выслушивал лживые ответы, но ничего не видел".
Волшебница, пишет Скот, узнала Саула, несмотря на то что он был переодет. Она прочитала заклинания, соврала, что видит ангелов, воспаряющих от земли, и призрак Самуила. Скот считает, что дух не мог быть Самуилом, поскольку он был облачен в новый плащ, как и тот, в котором погребли пророка, но настоящий плащ пророка должен был уже истлеть. Теологи, такие как Августин и Тертуллиан, и французский демонолог Жан Боден (современник Скота) соглашались, что дух был в самом деле ДЬЯВОЛОМ, а не Самуилом. Скот не согласен с подобным утверждением, считая, что дьявол исчез бы при пятикратном произнесении в ходе заклинания имени "Господь" или "Иегова". Более того, Скот полагал, что дьявол не мог явиться и порицать кого-то за что и уличать в грехах. Ему свойственно, наоборот, толкать человека на совершение новых грехов. Аэндорская волшебница, говорит Скот, была чревовещательницей, "то есть, говоря из нижней части своего живота, вошла в транс и обманывала Саула, отвечая на его вопросы от лица Самуила, имитируя голос пророка".