Старшие Арканы. Вечная женственность в нашей психике.
Среди архетипов коллективного бессознательного наиболее древние связаны с образом матери.
Архетипы матриархата формировались в человеческой психике с периода палеолита. В эту эпоху роль женщины была особенно велика в первобытных отраслях хозяйства. Так, на женщине лежала обязанность обеспечивать кровнородственный коллектив, обитавший в одном жилище, или целое поселение плодами растений, семенами диких злаков и цветов. Женщина была хранительницей огня (домашнего очага), который воспринимался как символ единства коллектива. От женщины зависела будущая жизнь — производство и воспитание потомства. По данным этнографов, женщина была собирательницей традиций, культов, легенд и мифов, которые складывались в процессе познания человеком природы и выработки достаточно стойких форм общественных отношений. Таким образом, именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых «сокровищ» окружающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности.
В Таро архетипы матриархата нашли отражение в шести картах: Звезда, Сила, Смерть, Правосудие, Императрица, Папесса. Эти символические картинки можно разделить на две группы:
1. Символы, моделирующие начальную фазу развития архетипов матриархата.
2. Символы, моделирующие фазу их расцвета.
К первой группе относятся Звезда, Сила и Смерть, которые показывают древнейшую фазу развития представлений о природе и человеке. Как маленький ребенок, до определенного возраста считающий, что миром правит мать, первобытный человек в этот период своего психического развития еще не полностью разобрался с тайной зарождения жизни в организме женщины, поэтому материнство, в его представлении, таило в себе могущественные магические силы. Смерть также ассоциировалась с женщиной, так как была необъяснима, табуирована и тесно связана с рождением. Но в этот период до гражданской и духовной материнской власти было еще далеко.
Ко второй группе можно отнести Императрицу, Правосудие и Папессу. Эти символы отражают дальнейшее развитие материнских архетипов, когда богиня плодородия превращается в Великую Богиню — Мать богов, владычицу всего сущего. Влияние женщины стало преобладающим не только в сознании людей, но и в социальных отношениях. Происходило зарождение религий. И женщины, ранее занимавшиеся бытовым колдовством, становились жрицами богов, хозяйками духовной жизни людей.
Среди архетипов коллективного бессознательного наиболее древние связаны с образом матери.
Архетипы матриархата формировались в человеческой психике с периода палеолита. В эту эпоху роль женщины была особенно велика в первобытных отраслях хозяйства. Так, на женщине лежала обязанность обеспечивать кровнородственный коллектив, обитавший в одном жилище, или целое поселение плодами растений, семенами диких злаков и цветов. Женщина была хранительницей огня (домашнего очага), который воспринимался как символ единства коллектива. От женщины зависела будущая жизнь — производство и воспитание потомства. По данным этнографов, женщина была собирательницей традиций, культов, легенд и мифов, которые складывались в процессе познания человеком природы и выработки достаточно стойких форм общественных отношений. Таким образом, именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых «сокровищ» окружающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности.
В Таро архетипы матриархата нашли отражение в шести картах: Звезда, Сила, Смерть, Правосудие, Императрица, Папесса. Эти символические картинки можно разделить на две группы:
1. Символы, моделирующие начальную фазу развития архетипов матриархата.
2. Символы, моделирующие фазу их расцвета.
К первой группе относятся Звезда, Сила и Смерть, которые показывают древнейшую фазу развития представлений о природе и человеке. Как маленький ребенок, до определенного возраста считающий, что миром правит мать, первобытный человек в этот период своего психического развития еще не полностью разобрался с тайной зарождения жизни в организме женщины, поэтому материнство, в его представлении, таило в себе могущественные магические силы. Смерть также ассоциировалась с женщиной, так как была необъяснима, табуирована и тесно связана с рождением. Но в этот период до гражданской и духовной материнской власти было еще далеко.
Ко второй группе можно отнести Императрицу, Правосудие и Папессу. Эти символы отражают дальнейшее развитие материнских архетипов, когда богиня плодородия превращается в Великую Богиню — Мать богов, владычицу всего сущего. Влияние женщины стало преобладающим не только в сознании людей, но и в социальных отношениях. Происходило зарождение религий. И женщины, ранее занимавшиеся бытовым колдовством, становились жрицами богов, хозяйками духовной жизни людей.