О рунах и начертаниях
Первое концептуальное замечание: руны не являются и являются непосредственными носителями магии одновременно. То же относится и к их «производным» (вязаным рунам, например), и к более сложной магической графике (например, к гальдраставам).
Видимое противоречие двух этих утверждений не должно смущать читателя: таковых бесконечно много в сакральной Традиции; более того, во многом, они являются ее своего рода «базисом». В отношении рун все относительно просто. Вертикальная черта, нарисованная на стене сарая, является вертикальной чертой, а не руной Иса, и вряд ли вызовет превращение сарая в бесплатный морозильник. Вроде бы это подсознательно очевидно. Иногда наивно полагают, что дело в «излишней простоте форм» (мол, руна Иса – это слишком просто, и вообще ее каждый знает, а вот если выкопать из Сети какой-нибудь сверхложный магический рисунок из исландских гримуаров…), но это не так. В данном отношении вытащенный из Сети или срисованный из книжки гальдрастав ничем не будет отличаться от руны Иса в вышеприведенном примере.
Это – одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса для рун и для более сложных магических начертаний будет различна. Да, руны сами по себе были и остаются нехитрыми значками, не являющимися, говоря вообще, носителями магии. Другое дело, что они меняют свою природу для человека, сумевшего увидеть за ними Систему, почувствовать стоящее за ними Волшебство. Тогда каждая из рун оборачивается сигнификатором
определенного аспекта магической Силы, ключом к нему. Что еще более важно, руны в этом случае из набора письменных символов превращаются в инструмент Старого Волшебства, который сам начинает изменять того, кто с ним соприкасается…
Что же касается более сложных магических начертаний… для них, как я уже оговорился, «вторая сторона вопроса» будет немного иной. Не зря ведь в Средневековье магические изображения нередко называли печатями (sigil, sigilae), – в большинстве случаев здесь дело совсем не в том, чтобы запечатать в кувшин или в артефакт какого-нибудь злосчастного духа. Их предназначение – «запечатать» магическую Силу Мастера.
Несложно набрать на клавиатуре код и вывести на печать иероглифическую надпись. Ненамного сложнее найти оригинал этой надписи, выполненный средневековым Мастером каллиграфии, и сделать с него копию, полностью идентичную оригиналу.
Будет она обладать Силой?
Для того, кто разбирается в этом Искусстве, – да. И все же, это будет всего лишь копия. Могущество – Megin – Мастера останется с оригиналом.
Еще одно важное замечание – использование конкретного рунического ряда. Часто, за очень редкими исключениями, используются только Старшие Руны, т.е. руны Футарка и несколько рун англосаксонского строя. Применяются любые их варианты, любые способы их модификации, связывания, кодирования и т.д., – но: только Старшие Руны.
В свое время – около двух тысячелетий тому назад – маги Нордов создали уникальную замкнутую систему описания Мира, состоящую из 24 инвариантов; Систему, в которой каждый элемент необходим, а совокупность их – достаточна и полна для того, чтобы обозначить любую потенцию и/или любое действие, возможное в Мире.
Это – Футарк.
Спустя тысячу лет многим – я не скажу «всем», но многим – руны перестали быть нужны в таком качестве. Нужна была письменность, способная конкурировать с латиницей; нужно было простое и удобное письмо, пригодное, прежде всего, для обозначения собственности, деловой переписки, максимум – для коротких эпитафий типа: «Такой-то, сын такого-то, пошел туда-то, погиб хорошо».
Так – просто за ненадобностью – забылась для большинства людей треть рун Футарка. Появились Младшие руны, руны Эпохи викингов. Магическая Система превратилась в алфавитное письмо.
Дальнейшая история Рунического Искусства любопытна. С одной стороны, поздние Младшие руны – наследники рун Эпохи викингов – не были уже, конечно, магической Системой. Сколько бы ни корпели над ними исландские книжники XVI-XVIII веков, сколько бы ни кричали современные «исландологи», что «правда» – лишь в сохраненных архивами бумажках…
ИСКОВЕРКАННЫЙ рунический строй – уже не строй. Посему – приведенный выше тезис о том, что здесь используются только Старшие руны.
С другой стороны – магия не «ушла из мира», как иногда говорят. Прежде всего, – потому, что остались люди, обладающие Megin. Исландские деревенские колдуны – раз уж зашла речь именно об Исландии – работали и в пост-викинговское время, и в Средневековье, и позже; исландские книжники собирали магические рисунки и остатки знаний о рунах, влекомые именно Силой, а не простым «научным интересом».
Само слово «руна» с древне-северного часто переводят как «тайна» – не в значении «секрет», разумеется, но – в значении «нечто сокровенное», иначе говоря – требующее усилий для проникновения внутрь.
«Услышать» эту тайну можно очень по-разному; отсюда – столько обсуждений и даже споров о том, что именно описывают руны: аспекты Силы, потенциалы, возможные ситуации, возможные действия и т.д. Я убежден, что многие из этих подходов – не все, но многие – не противоречат друг другу, но, скорее, друг друга дополняют. Поэтому для каждой руны значения приводятся как бы с двух точек зрения – как характеристика связанной с руной концепции и/или потенции, и – как определение задаваемого руной действия.
Автор: Антон Платов
Первое концептуальное замечание: руны не являются и являются непосредственными носителями магии одновременно. То же относится и к их «производным» (вязаным рунам, например), и к более сложной магической графике (например, к гальдраставам).
Видимое противоречие двух этих утверждений не должно смущать читателя: таковых бесконечно много в сакральной Традиции; более того, во многом, они являются ее своего рода «базисом». В отношении рун все относительно просто. Вертикальная черта, нарисованная на стене сарая, является вертикальной чертой, а не руной Иса, и вряд ли вызовет превращение сарая в бесплатный морозильник. Вроде бы это подсознательно очевидно. Иногда наивно полагают, что дело в «излишней простоте форм» (мол, руна Иса – это слишком просто, и вообще ее каждый знает, а вот если выкопать из Сети какой-нибудь сверхложный магический рисунок из исландских гримуаров…), но это не так. В данном отношении вытащенный из Сети или срисованный из книжки гальдрастав ничем не будет отличаться от руны Иса в вышеприведенном примере.
Это – одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса для рун и для более сложных магических начертаний будет различна. Да, руны сами по себе были и остаются нехитрыми значками, не являющимися, говоря вообще, носителями магии. Другое дело, что они меняют свою природу для человека, сумевшего увидеть за ними Систему, почувствовать стоящее за ними Волшебство. Тогда каждая из рун оборачивается сигнификатором
определенного аспекта магической Силы, ключом к нему. Что еще более важно, руны в этом случае из набора письменных символов превращаются в инструмент Старого Волшебства, который сам начинает изменять того, кто с ним соприкасается…
Что же касается более сложных магических начертаний… для них, как я уже оговорился, «вторая сторона вопроса» будет немного иной. Не зря ведь в Средневековье магические изображения нередко называли печатями (sigil, sigilae), – в большинстве случаев здесь дело совсем не в том, чтобы запечатать в кувшин или в артефакт какого-нибудь злосчастного духа. Их предназначение – «запечатать» магическую Силу Мастера.
Несложно набрать на клавиатуре код и вывести на печать иероглифическую надпись. Ненамного сложнее найти оригинал этой надписи, выполненный средневековым Мастером каллиграфии, и сделать с него копию, полностью идентичную оригиналу.
Будет она обладать Силой?
Для того, кто разбирается в этом Искусстве, – да. И все же, это будет всего лишь копия. Могущество – Megin – Мастера останется с оригиналом.
Еще одно важное замечание – использование конкретного рунического ряда. Часто, за очень редкими исключениями, используются только Старшие Руны, т.е. руны Футарка и несколько рун англосаксонского строя. Применяются любые их варианты, любые способы их модификации, связывания, кодирования и т.д., – но: только Старшие Руны.
В свое время – около двух тысячелетий тому назад – маги Нордов создали уникальную замкнутую систему описания Мира, состоящую из 24 инвариантов; Систему, в которой каждый элемент необходим, а совокупность их – достаточна и полна для того, чтобы обозначить любую потенцию и/или любое действие, возможное в Мире.
Это – Футарк.
Спустя тысячу лет многим – я не скажу «всем», но многим – руны перестали быть нужны в таком качестве. Нужна была письменность, способная конкурировать с латиницей; нужно было простое и удобное письмо, пригодное, прежде всего, для обозначения собственности, деловой переписки, максимум – для коротких эпитафий типа: «Такой-то, сын такого-то, пошел туда-то, погиб хорошо».
Так – просто за ненадобностью – забылась для большинства людей треть рун Футарка. Появились Младшие руны, руны Эпохи викингов. Магическая Система превратилась в алфавитное письмо.
Дальнейшая история Рунического Искусства любопытна. С одной стороны, поздние Младшие руны – наследники рун Эпохи викингов – не были уже, конечно, магической Системой. Сколько бы ни корпели над ними исландские книжники XVI-XVIII веков, сколько бы ни кричали современные «исландологи», что «правда» – лишь в сохраненных архивами бумажках…
ИСКОВЕРКАННЫЙ рунический строй – уже не строй. Посему – приведенный выше тезис о том, что здесь используются только Старшие руны.
С другой стороны – магия не «ушла из мира», как иногда говорят. Прежде всего, – потому, что остались люди, обладающие Megin. Исландские деревенские колдуны – раз уж зашла речь именно об Исландии – работали и в пост-викинговское время, и в Средневековье, и позже; исландские книжники собирали магические рисунки и остатки знаний о рунах, влекомые именно Силой, а не простым «научным интересом».
Само слово «руна» с древне-северного часто переводят как «тайна» – не в значении «секрет», разумеется, но – в значении «нечто сокровенное», иначе говоря – требующее усилий для проникновения внутрь.
«Услышать» эту тайну можно очень по-разному; отсюда – столько обсуждений и даже споров о том, что именно описывают руны: аспекты Силы, потенциалы, возможные ситуации, возможные действия и т.д. Я убежден, что многие из этих подходов – не все, но многие – не противоречат друг другу, но, скорее, друг друга дополняют. Поэтому для каждой руны значения приводятся как бы с двух точек зрения – как характеристика связанной с руной концепции и/или потенции, и – как определение задаваемого руной действия.
Автор: Антон Платов