Период Старшего футтарка (I век н. э. — VIII век н. э.).
Начиная с I века н. э. широко распространяется рунический строй, который принято называть cтаршим (the elder) футарком. На рис. приведены рунические знаки этого строя. Все руны имеют фиксированную позицию. Название образовано от первых рун (FEHU, URUZ, THURISAZ, ANSUZ, RAIDHO, KENAZ) этого строя. Отмечу, что в руническом строе cтаршего футарка вариации подвержены руны Eiwaz c Perthro и Dagaz с Othala. Эти руны соответствуют середине и окончанию строя старшего футарка. Они менялись местами в руническом строе, изображенном на некоторых памятниках. Остальные руны не изменяют свою позицию. С 250 года н. э. надписи на старшем футарке распространены почти по всей территории, где проживали германские племена.Данный факт указывает на то,чт оруническое искусство широко использовалось и передавалось через различные социальные группы, такие как кланы,племена и т.д. К сожалению,в настоящее время сохранилось только около 300 надписей старшего футарка. Это лишь малая часть огромного множества, существовавших в то время надписей. В основном надписи наносились на дереве, металле и на камнях. Большинство из этих объектов были мобильными. Другими словами, их можно было переносить. Поэтому рунические артефакты находят не только на территории проживания германских племен в тот период. Надписи находят в России, Польше, Югославии и в Румынии. Для нас очень важно, что рунические надписи старшим футарком наносились на предметы с магической целью, как и глиф-руны. Для этой иллюстрации рассмотрим несколько широко известных найденных артефактов.
A) Рунический камень G 88 Кюльвер.
Рунический камень G 88 Кюльвер является одним из самых древних камней, на котором изображен полный старшерунический футарк. Он был частью гробницы, которая находилась на острове Готланд (Швеция). Датируется 400 годом н. э. Никому сейчас не известно, для каких конкретно магических целей наносились эти знаки. Можно лишь предположить, что это было как-то связано с обрядом погребения. Сейчас данный камень находится в государственном историческом музее Стокгольма.
B) Наконечники стрел.
Наконечники стрел,копей,покрытые рунами,принадлежат очень древней магической традиции индоевропейских племен,так как наиболее древние из них датируются 150 годом н. э. Большинство из них найдены в местах погребений (причем не только людей). Наконечник, найденный на ферме Ovre Stabu в Норвегии, датируется 150 годом н. э.
На нем изображена надпись, составленная из рун старшего футарка. Скорее всего, на наконечнике написано его имя — Raunijaz. Другие известные наконечники (Kovel, Rozvadov, Dahmdorf и т.д. ) датируются также в окрестности 250 года н. э. Все они имеют надписи на старшем футарке (как правило, имена хозяев или название самих наконечников). Большинство из них найдено в местах погребений. Однако, скорее всего, они служили хозявам в магических целях. В частности, на наконечнике из Мюнхеберга изображено слово «Ranja». Это магическое имя наконечника. Оно образовано от глагола «rinnan» или «run», что означает разрушать, бежать сквозь врагов. Броши, брактеаты (различные талисманы из металла) носили также магическую функцию.На них рунический мастер изображал магическое слово, надпись рунами старшего футарка. В целом, рунический мастер изображал надписи старшим футарком на различных предметах, чтобы защитить, навредить,воплотить магическую энергию в вещь,предмет. Для нас это представляется наиболее важным. Можно перечислять еще множество других артефактов (рунические камни, мечи и т.д.), но суть останется одна и та же. Рунами старшего футарка наносились магические надписи.
Данный рунический строй использовался с V по X века на территории Фрисландии(Нидерланды)ипоселенийанглосаксоввАнглии.Онразвивался и модифицировался от 26 до 33 рун. Происхождение и формирование данного строя пока однозначно неопределенно. Большинство ученых считают, что англосаксонские руны — это модификация старшего футтарка, который был введен в данные земли из Скандинавии. Рунический строй изображен на рисунке. Для нас важно, что данные руны также использовались не только в письме, но также для нанесения магических надписей. Мы его подробно не будем рассматривать. На самом деле существуют и множество других рунических строев, которые являются модификациями старшего футарка. Они заслуживают внимание узких специалистов в этой области.
Автор: Etzell.
Начиная с I века н. э. широко распространяется рунический строй, который принято называть cтаршим (the elder) футарком. На рис. приведены рунические знаки этого строя. Все руны имеют фиксированную позицию. Название образовано от первых рун (FEHU, URUZ, THURISAZ, ANSUZ, RAIDHO, KENAZ) этого строя. Отмечу, что в руническом строе cтаршего футарка вариации подвержены руны Eiwaz c Perthro и Dagaz с Othala. Эти руны соответствуют середине и окончанию строя старшего футарка. Они менялись местами в руническом строе, изображенном на некоторых памятниках. Остальные руны не изменяют свою позицию. С 250 года н. э. надписи на старшем футарке распространены почти по всей территории, где проживали германские племена.Данный факт указывает на то,чт оруническое искусство широко использовалось и передавалось через различные социальные группы, такие как кланы,племена и т.д. К сожалению,в настоящее время сохранилось только около 300 надписей старшего футарка. Это лишь малая часть огромного множества, существовавших в то время надписей. В основном надписи наносились на дереве, металле и на камнях. Большинство из этих объектов были мобильными. Другими словами, их можно было переносить. Поэтому рунические артефакты находят не только на территории проживания германских племен в тот период. Надписи находят в России, Польше, Югославии и в Румынии. Для нас очень важно, что рунические надписи старшим футарком наносились на предметы с магической целью, как и глиф-руны. Для этой иллюстрации рассмотрим несколько широко известных найденных артефактов.
A) Рунический камень G 88 Кюльвер.
Рунический камень G 88 Кюльвер является одним из самых древних камней, на котором изображен полный старшерунический футарк. Он был частью гробницы, которая находилась на острове Готланд (Швеция). Датируется 400 годом н. э. Никому сейчас не известно, для каких конкретно магических целей наносились эти знаки. Можно лишь предположить, что это было как-то связано с обрядом погребения. Сейчас данный камень находится в государственном историческом музее Стокгольма.
B) Наконечники стрел.
Наконечники стрел,копей,покрытые рунами,принадлежат очень древней магической традиции индоевропейских племен,так как наиболее древние из них датируются 150 годом н. э. Большинство из них найдены в местах погребений (причем не только людей). Наконечник, найденный на ферме Ovre Stabu в Норвегии, датируется 150 годом н. э.
На нем изображена надпись, составленная из рун старшего футарка. Скорее всего, на наконечнике написано его имя — Raunijaz. Другие известные наконечники (Kovel, Rozvadov, Dahmdorf и т.д. ) датируются также в окрестности 250 года н. э. Все они имеют надписи на старшем футарке (как правило, имена хозяев или название самих наконечников). Большинство из них найдено в местах погребений. Однако, скорее всего, они служили хозявам в магических целях. В частности, на наконечнике из Мюнхеберга изображено слово «Ranja». Это магическое имя наконечника. Оно образовано от глагола «rinnan» или «run», что означает разрушать, бежать сквозь врагов. Броши, брактеаты (различные талисманы из металла) носили также магическую функцию.На них рунический мастер изображал магическое слово, надпись рунами старшего футарка. В целом, рунический мастер изображал надписи старшим футарком на различных предметах, чтобы защитить, навредить,воплотить магическую энергию в вещь,предмет. Для нас это представляется наиболее важным. Можно перечислять еще множество других артефактов (рунические камни, мечи и т.д.), но суть останется одна и та же. Рунами старшего футарка наносились магические надписи.
Данный рунический строй использовался с V по X века на территории Фрисландии(Нидерланды)ипоселенийанглосаксоввАнглии.Онразвивался и модифицировался от 26 до 33 рун. Происхождение и формирование данного строя пока однозначно неопределенно. Большинство ученых считают, что англосаксонские руны — это модификация старшего футтарка, который был введен в данные земли из Скандинавии. Рунический строй изображен на рисунке. Для нас важно, что данные руны также использовались не только в письме, но также для нанесения магических надписей. Мы его подробно не будем рассматривать. На самом деле существуют и множество других рунических строев, которые являются модификациями старшего футарка. Они заслуживают внимание узких специалистов в этой области.
Автор: Etzell.