История гадания
Мифологическое сознание считало гадание неотъемлемой частью культа. Латинское слово divinatio (гадание) означало запрос, обращенный к богам. Оно было профессией, а в Древнем Китае – и достаточно почетной должностью наподобие должности сборщика налогов или писца. Кстати, письмо, точнее, алфавит, тоже считалось «даром богов», а потому с самого своего зарождения использовалось в гадательных и магических целях. Главное же в том, что культ и был культурой: латинское cultura есть не только производное от понятия cultus, «культ», но и этимологически точное описание процесса возделывания как материальной, так и духовной нивы. Отсюда – «человек культурный».
Более позднее, религиозное сознание эпохи институционализации и расцвета монотеистических религий уже требовало отделения овец от козлищ, канона от не-канона. Так обособился собственно «культ», т.е. дозволенный набор магических и дивинационных действий от «недозволенного», то есть составляющего конкуренцию.
Однако здесь тоже были свои варианты. Так, у иудеев священники порицали «гадание и ворожбу», но признавали пророков. Китайские философы, наоборот, не признавали пророков, но гадать продолжали («Благородный муж не занимается пророчествами», – Конфуций). Правда, пророчество – иной тип предсказания, касающийся, как правило, гораздо более отдаленного будущего, уже не входящего в текущий континуум, к тому же затрагивающий судьбу не одного, а многих людей. У пророков иные источники информации.
Pационалистическое сознание, еще более позднее, отвергало и то, и другое, и вообще все, не укладывавшееся в законы Ньютона. Но вот что удивительно: вслед за Вольтером, Гельвецием и Дидро, вошедшими в учебники как ярые поборники материализма, вслед за рассудительнейшими естествоиспытателями Линнеем, Ломоносовым и маркизом де Лапласом, а может быть, и одновременно с ними в духовный мир Европы вошли масоны и розенкрейцеры, мартинисты и иллюминаты, блистательный Калиостро и загадочный граф Сен-Жермен, мудрый любавичский ребе Шнеер-Залман и замечательная французская гадалка Мария Ленорман.
Тогда же, кстати, т.е. в XVIII в., активизировалось и цыганское гадание. Цыгане, в основном, применяли два наиболее простых способа предсказания будущего: беглое чтение линий руки, восходящее к хирологическим учениям Персии и Вавилона с некоторыми заимствованиями из европейских школ, и раскладывание карт, представляющее собой главным образом варианты чтения арканов Таро, тоже упрощенные.
Третий, более трудный способ, а именно телепатическое проникновение во временной континуум спрашивающего, и прежде зависел от наличия соответствующих способностей, а потому применялся и применяется редко. В целом же цыганская традиция гадания, пережив подъем двести лет назад, с тех пор практически не развивалась – у нее не было сильных теоретиков.
Сейчас, в преддверии эры Водолея, человечество ищет путь «назад», к своим изначальным способностям и умениям. Возрождается интерес и к гаданию.
Источник: Н. Куманяева "Классические карты Марии Ленорман"
Мифологическое сознание считало гадание неотъемлемой частью культа. Латинское слово divinatio (гадание) означало запрос, обращенный к богам. Оно было профессией, а в Древнем Китае – и достаточно почетной должностью наподобие должности сборщика налогов или писца. Кстати, письмо, точнее, алфавит, тоже считалось «даром богов», а потому с самого своего зарождения использовалось в гадательных и магических целях. Главное же в том, что культ и был культурой: латинское cultura есть не только производное от понятия cultus, «культ», но и этимологически точное описание процесса возделывания как материальной, так и духовной нивы. Отсюда – «человек культурный».
Более позднее, религиозное сознание эпохи институционализации и расцвета монотеистических религий уже требовало отделения овец от козлищ, канона от не-канона. Так обособился собственно «культ», т.е. дозволенный набор магических и дивинационных действий от «недозволенного», то есть составляющего конкуренцию.
Однако здесь тоже были свои варианты. Так, у иудеев священники порицали «гадание и ворожбу», но признавали пророков. Китайские философы, наоборот, не признавали пророков, но гадать продолжали («Благородный муж не занимается пророчествами», – Конфуций). Правда, пророчество – иной тип предсказания, касающийся, как правило, гораздо более отдаленного будущего, уже не входящего в текущий континуум, к тому же затрагивающий судьбу не одного, а многих людей. У пророков иные источники информации.
Pационалистическое сознание, еще более позднее, отвергало и то, и другое, и вообще все, не укладывавшееся в законы Ньютона. Но вот что удивительно: вслед за Вольтером, Гельвецием и Дидро, вошедшими в учебники как ярые поборники материализма, вслед за рассудительнейшими естествоиспытателями Линнеем, Ломоносовым и маркизом де Лапласом, а может быть, и одновременно с ними в духовный мир Европы вошли масоны и розенкрейцеры, мартинисты и иллюминаты, блистательный Калиостро и загадочный граф Сен-Жермен, мудрый любавичский ребе Шнеер-Залман и замечательная французская гадалка Мария Ленорман.
Тогда же, кстати, т.е. в XVIII в., активизировалось и цыганское гадание. Цыгане, в основном, применяли два наиболее простых способа предсказания будущего: беглое чтение линий руки, восходящее к хирологическим учениям Персии и Вавилона с некоторыми заимствованиями из европейских школ, и раскладывание карт, представляющее собой главным образом варианты чтения арканов Таро, тоже упрощенные.
Третий, более трудный способ, а именно телепатическое проникновение во временной континуум спрашивающего, и прежде зависел от наличия соответствующих способностей, а потому применялся и применяется редко. В целом же цыганская традиция гадания, пережив подъем двести лет назад, с тех пор практически не развивалась – у нее не было сильных теоретиков.
Сейчас, в преддверии эры Водолея, человечество ищет путь «назад», к своим изначальным способностям и умениям. Возрождается интерес и к гаданию.
Источник: Н. Куманяева "Классические карты Марии Ленорман"