Источник символики Таро.
Свою популярность карты Таро завоевали частично благодаря интригующим картинкам, присутствующим на 22-х картах Старших Арканов. Согласно одной из теорий, карты Старших Арканов во времена Ренессанса являлись одной из разновидностей «ars memorativa» – системы визуального запоминания информации с помощью картинок, которая использовалась для обучения посвященных оккультным дисциплинам. О'Нейлл в «Символике Таpо» доказывает, что: «Колода Таpо была разработана магами эпохи Ренессанса и преследовала серьезную цель, хотя и замаскированную в форме игры. Она представляла иерархическое видение реальности, основанное на платонических концепциях, а также различных гностических и мистических идеях. В этом смысле Таpо стало еще одним проявлением символических систем, созданных в эпоху Ренессанса». Возможным источником символики Таро также может являться и т. н. «Тарокки Мантеньи». Однако эти наборы аллегорических гравюр (5 серий по 10 изображений) по своему составу не являются собственно «тарокки» и нет никаких свидетельств о том, что они использовались для карточной игры. Кроме того, нет никаких весомых доказательств того, что их создал знаменитый художник Андреа Мантенья (1432 – 1506). Картинки в пяти сериях представляют: 1) социальные роли (от нищего и слуги до императора и папы), 2) девять муз и Аполлона, 3) науки и искусства, 4) семь добродетелей и три духа: Солнца, Времени и Космоса и 5) десять небесных сфер. Предположительно «Тарокки Мантеньи» были созданы в середине XV века, то есть примерно в одно время с миланскими «тарокки» Висконти-Сфорца. Сходство некоторых образов из «Тарокки Мантеньи» со Старшими Арканами Таро поразительно, но вопрос о том, кто у кого позаимствовал идею, остается открытым, пока отсутствуют точные датировки. Скорее всего, однако, и создатели первых карт «тарокки», и составитель серий «Тарокки Мантеньи» черпали из общего источника – религиозномистической символики итальянского Ренессанса, содержащей в себе много языческих, неоплатонических и герметических идей. Следует также отметить, что некоторые образы Старших Арканов Таро можно встретить в европейском христианском изобразительном искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что источником образов Старших Арканов Таро послужили карнавальные персонажи. Карнавальные шествия (а также крестные ходы) – это своего рода «триумфы», только в роли триумфаторов выступают не военачальники, а аллегорические карнавальные персонажи, статуи или иконы святых. Последовательность козырей «тарокки» может являться именно «триумфальным шествием» неких религиозных, философских или политических аллегорий – на это указывает итальянское название козырей: «trionfi» (от латинского "triumphi", т. е. триумфы). Франческо Петрарка, итальянский поэт XIV века, образованнейший человек и друг семьи Висконти, в течение восемнадцати лет, начиная с 1356 года, работал над поэмой «Триумфы», в которой он решил изложить свои религиозно-философские воззрения. Шесть аллегорических «триумфов», шествующих в поэме перед Петраркой, соответствуют шести состояниям человеческой души. Это «Любовь», «Целомудрие», «Смерть», «Слава», «Время» и «Вечность». Хотя не все «триумфы» Петрарки имеют прямые аналоги в козырях «тарокки», сходство между двумя наборами аллегорий не подлежит сомнению. Купидон в триумфе «Любви» может быть источником карты «Влюбленные», скелет с косой в триумфе «Смерти» - карты «Смерть», а старик на костылях и с песочными часами в триумфе «Времени» очень напоминает «Отшельника» в колоде «Пирпонт Морган – Бергамо».
Иконография Таро начала формироваться в XVI веке. Большое влияние на ее развитие оказала алхимическая и герметическая эзотерика Теопрастуса Парацельса (1493 – 1541) и Якоба Беме (1575 – 1624), а также эзотерическая практика таинств, созданная розенкрейцерами. Последняя оперировала алхимическо-астрологической доктриной, связанной с еврейской и христианской Каббалой, а также мистическими интерпретациями легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, повествующих о поиске ими Святого Грааля. М. П. Холл писал: «Тарот, без сомнения, играли важную роль в символизме Розенкрейцеров, возможно, даже в самой книге универсального знания, об обладании которой заявляли члены Ордена. Rota Mundi представляет собой термин, который часто встречается в ранних публикациях Братства Розы и Креста. Слово Rota перестановкой букв превращается в Taro, древнее имя мистических карт. У.Уигстон открыл свидетельства того, что сэр Фрэнсис Бэкон использовал символизм Тарот в своем шифре. Числа 21, 56 и 78, соотносимые очевидным образом с числом карт в колодах Тарот, часот используются в криптограммах Бэкона. В величайшем Шекспировском Folio издания 1623 года христианское имя лорда Фрэнсиса Бэкона появляется 21 раз на стр. 56 «Историй» (см. «Колумбы литературы»)». В Старших Арканах можно найти типичные для алхимии XVI века представления о трансмутации металлов и указатели последовательных этапов алхимических операций, направленных на изготовление Философского Камня. Арканы «Влюбленные», «Дьявол», «Солнце», «Сила» и др. напоминают гравюры из алхимических трактатов «Философский Розариум» или «Theatrum Chemicum Britanicum», описывающих символическим языком процесс создания Философского Камня и различные фазы духовной, а также материальной алхимии. На некоторых картах тех времен спрятаны магические формулы и анаграммы, понимание и расшифровка которых доставляет исследователям немало хлопот. М. П. Холл писал об универсальности символизма Таро: «Многие символы на картах Тарот вызывают определенный интерес, связанный с масонской темой. Пифагорейские нумерологии обнаружат соотношения между числами на картах и символами, окружающими эти карты. Каббалист будет весьма впечатлен значением, усматриваемым в последовательности карт, а алхимик откроет определенные эмблемы, бессмысленные для всех, кроме сведущих в божественной химии превращений и возрождений. Точно так же, как греки размещали числа, обозначенные буквами их алфавита, на различных частях тела, символизирующего Логос, так и карты Тарот имеют аналогию не только с частями вселенной, но также и с частями человеческого тела. Они являются, на самом деле, ключом к магической конституции человека». Каково бы ни было происхождение этих карт, ясно одно – их символизм связан со многими культурами и многими оккультными науками. Таро – это как бы конспект, дающий на символическом языке ключ к магии, алхимии, астрологии и Каббале. Современное Таро явно синтетично, что особенно видно по картам Старшего Аркана. Правда, надо учитывать, что исследователи рассматривают варианты колоды Таро, изготовленные уже в Европе XVII века и позже. И хотя при этом использовались, очевидно, какие-то образцы, описания, все же следует допустить, что определенных искажений по сравнению с древнейшими избежать не удалось. Синтетичность современного Таро (особенно XIX и ХХ веков) проявляется в сочетании символики различных мифологий (а значит, и времен) – египетской, античной, библейской. Так у Верховной Жрицы (другое название «Папесса») головной убор богини Изиды – рога и луна между ними, но в руках у нее свиток Торы, в котором изложено древнеиудейское учение, и сидит она между колоннами J (Jakin – солнце) и B (Bohaz – луна). Колесница, запряженная черным и белым сфинксами, явно принадлежит периодически воскресающему богу Озирису. Трон Императрицы украшен символом Венеры. «Правосудие» - это известная и поныне «Фемида». Дьявол раннего варианта
назывался Тифоном (сын Земли и Тартара). «Башня», разрушенная молнией (другое название «Богадельня»), видимо, намек на Вавилон. «Суд» изображает христианские традиции Страшного суда – с трубящим ангелом и мертвыми, восстающими из гробниц. Туз Кубков из Младшего Аркана – это потир, чаша для причащения, имеющая явную связь со средневековой Чашей Святого Грааля.
Свою популярность карты Таро завоевали частично благодаря интригующим картинкам, присутствующим на 22-х картах Старших Арканов. Согласно одной из теорий, карты Старших Арканов во времена Ренессанса являлись одной из разновидностей «ars memorativa» – системы визуального запоминания информации с помощью картинок, которая использовалась для обучения посвященных оккультным дисциплинам. О'Нейлл в «Символике Таpо» доказывает, что: «Колода Таpо была разработана магами эпохи Ренессанса и преследовала серьезную цель, хотя и замаскированную в форме игры. Она представляла иерархическое видение реальности, основанное на платонических концепциях, а также различных гностических и мистических идеях. В этом смысле Таpо стало еще одним проявлением символических систем, созданных в эпоху Ренессанса». Возможным источником символики Таро также может являться и т. н. «Тарокки Мантеньи». Однако эти наборы аллегорических гравюр (5 серий по 10 изображений) по своему составу не являются собственно «тарокки» и нет никаких свидетельств о том, что они использовались для карточной игры. Кроме того, нет никаких весомых доказательств того, что их создал знаменитый художник Андреа Мантенья (1432 – 1506). Картинки в пяти сериях представляют: 1) социальные роли (от нищего и слуги до императора и папы), 2) девять муз и Аполлона, 3) науки и искусства, 4) семь добродетелей и три духа: Солнца, Времени и Космоса и 5) десять небесных сфер. Предположительно «Тарокки Мантеньи» были созданы в середине XV века, то есть примерно в одно время с миланскими «тарокки» Висконти-Сфорца. Сходство некоторых образов из «Тарокки Мантеньи» со Старшими Арканами Таро поразительно, но вопрос о том, кто у кого позаимствовал идею, остается открытым, пока отсутствуют точные датировки. Скорее всего, однако, и создатели первых карт «тарокки», и составитель серий «Тарокки Мантеньи» черпали из общего источника – религиозномистической символики итальянского Ренессанса, содержащей в себе много языческих, неоплатонических и герметических идей. Следует также отметить, что некоторые образы Старших Арканов Таро можно встретить в европейском христианском изобразительном искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что источником образов Старших Арканов Таро послужили карнавальные персонажи. Карнавальные шествия (а также крестные ходы) – это своего рода «триумфы», только в роли триумфаторов выступают не военачальники, а аллегорические карнавальные персонажи, статуи или иконы святых. Последовательность козырей «тарокки» может являться именно «триумфальным шествием» неких религиозных, философских или политических аллегорий – на это указывает итальянское название козырей: «trionfi» (от латинского "triumphi", т. е. триумфы). Франческо Петрарка, итальянский поэт XIV века, образованнейший человек и друг семьи Висконти, в течение восемнадцати лет, начиная с 1356 года, работал над поэмой «Триумфы», в которой он решил изложить свои религиозно-философские воззрения. Шесть аллегорических «триумфов», шествующих в поэме перед Петраркой, соответствуют шести состояниям человеческой души. Это «Любовь», «Целомудрие», «Смерть», «Слава», «Время» и «Вечность». Хотя не все «триумфы» Петрарки имеют прямые аналоги в козырях «тарокки», сходство между двумя наборами аллегорий не подлежит сомнению. Купидон в триумфе «Любви» может быть источником карты «Влюбленные», скелет с косой в триумфе «Смерти» - карты «Смерть», а старик на костылях и с песочными часами в триумфе «Времени» очень напоминает «Отшельника» в колоде «Пирпонт Морган – Бергамо».
Иконография Таро начала формироваться в XVI веке. Большое влияние на ее развитие оказала алхимическая и герметическая эзотерика Теопрастуса Парацельса (1493 – 1541) и Якоба Беме (1575 – 1624), а также эзотерическая практика таинств, созданная розенкрейцерами. Последняя оперировала алхимическо-астрологической доктриной, связанной с еврейской и христианской Каббалой, а также мистическими интерпретациями легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, повествующих о поиске ими Святого Грааля. М. П. Холл писал: «Тарот, без сомнения, играли важную роль в символизме Розенкрейцеров, возможно, даже в самой книге универсального знания, об обладании которой заявляли члены Ордена. Rota Mundi представляет собой термин, который часто встречается в ранних публикациях Братства Розы и Креста. Слово Rota перестановкой букв превращается в Taro, древнее имя мистических карт. У.Уигстон открыл свидетельства того, что сэр Фрэнсис Бэкон использовал символизм Тарот в своем шифре. Числа 21, 56 и 78, соотносимые очевидным образом с числом карт в колодах Тарот, часот используются в криптограммах Бэкона. В величайшем Шекспировском Folio издания 1623 года христианское имя лорда Фрэнсиса Бэкона появляется 21 раз на стр. 56 «Историй» (см. «Колумбы литературы»)». В Старших Арканах можно найти типичные для алхимии XVI века представления о трансмутации металлов и указатели последовательных этапов алхимических операций, направленных на изготовление Философского Камня. Арканы «Влюбленные», «Дьявол», «Солнце», «Сила» и др. напоминают гравюры из алхимических трактатов «Философский Розариум» или «Theatrum Chemicum Britanicum», описывающих символическим языком процесс создания Философского Камня и различные фазы духовной, а также материальной алхимии. На некоторых картах тех времен спрятаны магические формулы и анаграммы, понимание и расшифровка которых доставляет исследователям немало хлопот. М. П. Холл писал об универсальности символизма Таро: «Многие символы на картах Тарот вызывают определенный интерес, связанный с масонской темой. Пифагорейские нумерологии обнаружат соотношения между числами на картах и символами, окружающими эти карты. Каббалист будет весьма впечатлен значением, усматриваемым в последовательности карт, а алхимик откроет определенные эмблемы, бессмысленные для всех, кроме сведущих в божественной химии превращений и возрождений. Точно так же, как греки размещали числа, обозначенные буквами их алфавита, на различных частях тела, символизирующего Логос, так и карты Тарот имеют аналогию не только с частями вселенной, но также и с частями человеческого тела. Они являются, на самом деле, ключом к магической конституции человека». Каково бы ни было происхождение этих карт, ясно одно – их символизм связан со многими культурами и многими оккультными науками. Таро – это как бы конспект, дающий на символическом языке ключ к магии, алхимии, астрологии и Каббале. Современное Таро явно синтетично, что особенно видно по картам Старшего Аркана. Правда, надо учитывать, что исследователи рассматривают варианты колоды Таро, изготовленные уже в Европе XVII века и позже. И хотя при этом использовались, очевидно, какие-то образцы, описания, все же следует допустить, что определенных искажений по сравнению с древнейшими избежать не удалось. Синтетичность современного Таро (особенно XIX и ХХ веков) проявляется в сочетании символики различных мифологий (а значит, и времен) – египетской, античной, библейской. Так у Верховной Жрицы (другое название «Папесса») головной убор богини Изиды – рога и луна между ними, но в руках у нее свиток Торы, в котором изложено древнеиудейское учение, и сидит она между колоннами J (Jakin – солнце) и B (Bohaz – луна). Колесница, запряженная черным и белым сфинксами, явно принадлежит периодически воскресающему богу Озирису. Трон Императрицы украшен символом Венеры. «Правосудие» - это известная и поныне «Фемида». Дьявол раннего варианта
назывался Тифоном (сын Земли и Тартара). «Башня», разрушенная молнией (другое название «Богадельня»), видимо, намек на Вавилон. «Суд» изображает христианские традиции Страшного суда – с трубящим ангелом и мертвыми, восстающими из гробниц. Туз Кубков из Младшего Аркана – это потир, чаша для причащения, имеющая явную связь со средневековой Чашей Святого Грааля.