Старшие арканы: мифологические аспекты путешествия
В очень многих мифах и сказках присутствует герой, который отправляется на поиски подвигов и приключений. Герои часто обладают набором свойств, характерных для «тарошного» Шута, и встречают на своем пути полный набор фигур, прямо олицетворяющих юнгианские архетипы. Мы проиллюстрируем, как Старшие арканы отражают типичные для мифологических и сказочных сюжетов архетипы. Поняв, как духовная, психологическая и мифологическая составляющие переплетаются и дополняют друг друга, вы более ясно увидите особенности и принципы работы старших арканов.
0. Шут
Герой (или героиня) наших мифов (особенно Европейских волшебных сказок) часто во многом похож на Шута. Обычно это младший ребенок в семье, не обладающий никакими особыми талантами или отличительными характеристиками. У него есть старшие братья или сестры, которые явно должны преуспеть на стезе подвигов, так как обладают отличным оружием, красотой и благословением родителей, но которые неизбежно оказываются в проигрыше. Младшее дитя принимает на себя задание чисто из тяги к приключениям и отправляется в дорогу, запасшись минимумом провизии, который тут же раздает, кому ни попадя. У него, как правило, нет раздутого чувства собственной важности (недостаток эго) и радостно общается с любым человеком или животным, которых встречает на пути, получая, таким образом, помощь и подсказки. Нимало не заботясь о будущем, он идет себе по дороге, куда бы она ни повела его, но, тем не менее, постоянно помня о цели. В конце сказки он неизменно преуспевает в выполнении задания и именно благодаря своим «дурацким» качествам, а вовсе не вопреки им.
1. Маг
Маг, или Волшебник представляет духовного или магического проводника и наставника, который противоположен реальному физическому родителю. Во многих сказках настоящие родители ребенка неизвестны или уже умерли, и ему приходится жить с приемными («Золушка», «Баба-Яга»). При этом у него часто есть сверхъестественные помощники и защитники. Волшебник — это мудрец, который создает необходимые для сказки условия и обстоятельства, внушает герою желание отправиться на поиски приключений и присматривает за ним на всем протяжении сюжета (как, например, Гэндальф в толкиеновском «Властелине колец»). В конце он может неожиданно оказаться настоящим отцом героя, а может и оставаться всю дорогу за сценой, помогая герою найти волшебное сокровище. Иногда он появляется в виде демонической или трикстерской фигуры, вроде Румпельштильцхена, который в конце концов все равно вознаграждает героиню.
2. Верховная жрица
Верховная жрица представляет женского двойника Мага и может являться в виде феи-крестной («Золушка») или доброй ведьмы (Гленда в «Волшебнике страны Оз»). Обычно она оказывается незаменимой помощницей, когда героиня попадает в отчаянное положение. В конце сказки она может оказаться настоящей матерью героини или занимает ее место, если она уже умерла. Она чаще всего не может вмешиваться в сюжет непосредственно, но оказывает косвенную помощь или дает герою/героине волшебные предметы, которые впоследствии оказываются очень важными. Это вполне согласуется с пассивной и восприимчивой природой Верховной жрицы.
3. Императрица
Императрица представляет настоящую мать героя или женщину, которая, в конце концов, этой матерью оказывается. Это может быть любящая бедная мать, которая из всех своих детей больше всего любит именно младшего и плачет, видя, как он уходит странствовать с одной-единственной краюшкой хлеба в кармане, или, наоборот, жестокая мачеха — популярный персонаж многих европейских сказок. Это Богиня в обоих ее аспектах — творящем и разрушающем, воплощение сил природы. Она может оказаться ведьмой, которая строит тайные козни против героя/героини и противостоит в этом Верховной жрице.
4. Император
Это либо отец героя, либо король, который нередко играет в истории одну из главных ролей. Именно король чаще всего отправляет героя на подвиги (хотя начало этому кладут махинации Волшебника) и обещает награду любому, кто сможет выполнить задание или принести ему волшебный предмет. Наградой обычно являются часть королевства и рука его дочери, причем предполагается, что они достанутся какому-нибудь достойному принцу или рыцарю. Каково же бывает его удивление, когда победителем оказывается Шут!
Отметим, что эти четыре карты олицетворяют различные могущественные силы волшебного или светского характера, пешкой в чьей борьбе друг с другом является Шут или герой. Такая ситуация весьма типична для греческих и римских мифов и иллюстрирует природу формирующих судьбу героя сил, а также его борьбу за выполнение свой задачи и одновременно за освобождение от этих родительских влияний. На этот момент, если рассматривать последовательность карт, герой еще не пустился в путь. Все эти карты представляют фон, на котором проходило его детское и юношеское развитие и окружавшие его силы, воздействовавшие на него зачастую помимо его осознания.
В очень многих мифах и сказках присутствует герой, который отправляется на поиски подвигов и приключений. Герои часто обладают набором свойств, характерных для «тарошного» Шута, и встречают на своем пути полный набор фигур, прямо олицетворяющих юнгианские архетипы. Мы проиллюстрируем, как Старшие арканы отражают типичные для мифологических и сказочных сюжетов архетипы. Поняв, как духовная, психологическая и мифологическая составляющие переплетаются и дополняют друг друга, вы более ясно увидите особенности и принципы работы старших арканов.
0. Шут
Герой (или героиня) наших мифов (особенно Европейских волшебных сказок) часто во многом похож на Шута. Обычно это младший ребенок в семье, не обладающий никакими особыми талантами или отличительными характеристиками. У него есть старшие братья или сестры, которые явно должны преуспеть на стезе подвигов, так как обладают отличным оружием, красотой и благословением родителей, но которые неизбежно оказываются в проигрыше. Младшее дитя принимает на себя задание чисто из тяги к приключениям и отправляется в дорогу, запасшись минимумом провизии, который тут же раздает, кому ни попадя. У него, как правило, нет раздутого чувства собственной важности (недостаток эго) и радостно общается с любым человеком или животным, которых встречает на пути, получая, таким образом, помощь и подсказки. Нимало не заботясь о будущем, он идет себе по дороге, куда бы она ни повела его, но, тем не менее, постоянно помня о цели. В конце сказки он неизменно преуспевает в выполнении задания и именно благодаря своим «дурацким» качествам, а вовсе не вопреки им.
1. Маг
Маг, или Волшебник представляет духовного или магического проводника и наставника, который противоположен реальному физическому родителю. Во многих сказках настоящие родители ребенка неизвестны или уже умерли, и ему приходится жить с приемными («Золушка», «Баба-Яга»). При этом у него часто есть сверхъестественные помощники и защитники. Волшебник — это мудрец, который создает необходимые для сказки условия и обстоятельства, внушает герою желание отправиться на поиски приключений и присматривает за ним на всем протяжении сюжета (как, например, Гэндальф в толкиеновском «Властелине колец»). В конце он может неожиданно оказаться настоящим отцом героя, а может и оставаться всю дорогу за сценой, помогая герою найти волшебное сокровище. Иногда он появляется в виде демонической или трикстерской фигуры, вроде Румпельштильцхена, который в конце концов все равно вознаграждает героиню.
2. Верховная жрица
Верховная жрица представляет женского двойника Мага и может являться в виде феи-крестной («Золушка») или доброй ведьмы (Гленда в «Волшебнике страны Оз»). Обычно она оказывается незаменимой помощницей, когда героиня попадает в отчаянное положение. В конце сказки она может оказаться настоящей матерью героини или занимает ее место, если она уже умерла. Она чаще всего не может вмешиваться в сюжет непосредственно, но оказывает косвенную помощь или дает герою/героине волшебные предметы, которые впоследствии оказываются очень важными. Это вполне согласуется с пассивной и восприимчивой природой Верховной жрицы.
3. Императрица
Императрица представляет настоящую мать героя или женщину, которая, в конце концов, этой матерью оказывается. Это может быть любящая бедная мать, которая из всех своих детей больше всего любит именно младшего и плачет, видя, как он уходит странствовать с одной-единственной краюшкой хлеба в кармане, или, наоборот, жестокая мачеха — популярный персонаж многих европейских сказок. Это Богиня в обоих ее аспектах — творящем и разрушающем, воплощение сил природы. Она может оказаться ведьмой, которая строит тайные козни против героя/героини и противостоит в этом Верховной жрице.
4. Император
Это либо отец героя, либо король, который нередко играет в истории одну из главных ролей. Именно король чаще всего отправляет героя на подвиги (хотя начало этому кладут махинации Волшебника) и обещает награду любому, кто сможет выполнить задание или принести ему волшебный предмет. Наградой обычно являются часть королевства и рука его дочери, причем предполагается, что они достанутся какому-нибудь достойному принцу или рыцарю. Каково же бывает его удивление, когда победителем оказывается Шут!
Отметим, что эти четыре карты олицетворяют различные могущественные силы волшебного или светского характера, пешкой в чьей борьбе друг с другом является Шут или герой. Такая ситуация весьма типична для греческих и римских мифов и иллюстрирует природу формирующих судьбу героя сил, а также его борьбу за выполнение свой задачи и одновременно за освобождение от этих родительских влияний. На этот момент, если рассматривать последовательность карт, герой еще не пустился в путь. Все эти карты представляют фон, на котором проходило его детское и юношеское развитие и окружавшие его силы, воздействовавшие на него зачастую помимо его осознания.