5-я карта: «Верховный Жрец».
Карта «Верховный Жрец» имеет порядковый помер 5. Это семнадцатая карта в Кармическом Таро. Мы видим Верховного Жреца — первую «великую» Карту-Персону. Человеку всегда было свойственно стремление приблизиться к Богу, так же как и желание стать представителем Бога на Земле. Каждая церковь выделяет своего «первого» человека. Например, Римский Папа-первосвященник отсылает нас к воспоминанию об Отце нашем Небесном.
Такое стремление почетно, но таит в себе и большую опасность. Некоторые церковные лидеры (мы можем проследить это во всей человеческой истории) злоупотребляли своим положением: будь то светская власть, или искоренение инаковерящих язычников, или преследование неверующих. Злоупотребления властью происходят и в наши дни.
Кто обладает верховной властью, тот должен быть первым. И только в этом случае Верховный Жрец является представителем небесных сил на Земле. Итак, человек, если он стремится к такой власти, должен всегда снова и снова преодолевать свои слабости, быть скромным и смиренным, чтобы погасить все искушения властью. Эти опасности грозят каждому руководителю секты, большая она или маленькая, каждому гуру и им подобным, кто упражняется в жреческих функциях культа ложных богов.
Великая опасность заключается в притязании на всю власть и всю правду для себя самого, фанатичное стремление к успеху. Такие люди ограничивают себя в делах милосердия или совсем забывают о нем. Уверенность в том, что ты только один прав, потому что стоишь выше других, принесла человечеству много бед. Это выражается очень часто в невнимательности к своей общине, нежелании прислушаться к чужим голосам. Чтобы опасность миновала, надо упасть на колени и обратиться к своему сердцу. Давняя традиция коленопреклонения существует во всех религиях. Преклонение колен — это знак смирения и скромности. Но здесь заключается еще одна опасность: нельзя подменять поклонение Богу (преклонение колен перед Богом) поклонением перед его представителем на земле. Это большое искушение: если поклоняются мне как представителю Бога на земле, я воспринимаю ритуал как поклонение своей персоне и начинаю молиться сам на себя. «Он еще будет ползать передо мной на коленях!» — фраза, которую мы и сегодня слышим очень часто.
Итак, перед каждым из нас встают большие соблазны. Начинается все с того, что человек считает себя более могущественным или более ревностным служителем Бога, чем другие. Точно такие же опасности заключаются в чрезмерно усердных духовных упражнениях, которыми стремятся возвеличить себя вместо того, чтобы попросить в молитве не осуждать и не превозноситься над другими. Те, кто предается греху осуждения, в Кармическом отношении опускаются намного ниже, чем те, кто просто совершает неверные поступки. Часто в общине молитва бывает показной. При этом становится невозможным молиться в одиночку: молитву все видят и признают. Об этом моменте религиозного и церковного высокомерия и говорит карта «Верховный Жрец».
Здесь, на земле, мы не можем судить о вере и молитве. Конечно, Верховный Жрец — представитель Бога на земле — обязан заступаться за веру и призывать других жить в мире, по он должен трезво относиться к своему священническому сану.
Бог взваливает на своего служителя огромную нагрузку. Стремление к богоподобию должно быть чрезвычайно критическим, опасно выступать от имени Бога. Склонность к этому опасному стремлению живет в каждом из нас. Мы должны осознать это и отнестись к нему со всей серьезностью.
Прошлое.
Обратиться к себе и спросить: когда меня одолело религиозное высокомерие, которым я изменил «моему» Богу? Сознаю ли, что исказил доктрину своими поступками и принес тем самым зло? Был ли я в ситуации, в которой я стал для людей символом веры, совершив тяжелейшую подмену? Изменил ли я настолько, что мои поступки повлияли на людей так, что они потеряли веру? Были ли ситуации, в которых я увлекся мишурой жизни так, что во мне остался только скелет моей веры без мяса и крови? Терял я когда-либо свое смирение и жду ли его только от других для своего самовозвеличивания?Это очень важные вопросы к себе, на которые от нас однажды потребуют ответа.
Настоящее.
Какое место занимает моя вера? Как я стою перед Богом и перед теми, кто является его представителями на Земле? Попадаю ли в ситуации, когда злоупотребляю верой в меня других людей? Могу ли я (в самом широком смысле) принять на себя ответственность священнослужения или даже просто обязан это сделать? Буду ли внимательно относиться к этой миссии?Будущее.
Как я представляю себе свое будущее в аспекте веры? Работаю ли для будущего с помощью лицемерия или расчета? Действительно ли я призван к тому, чтобы давать советы, которые основаны на древней вере, и указывать путь людям?